Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей
3.1. Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю, функция и роль таможенных пошлин
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта. Обратимся к экономическому кризису августа 1998 года. После августа 1998 года произошла 4 - 5 кратная девальвация рубля по отношению к доллару. Соответственно, предприятия - экспортеры стали получать в несколько раз большую прибыль, не приложив ни малейших усилий, не добавив ничего в производство и инвестиции. Большую часть российского экспорта, к сожалению, составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.
«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика».
Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин.
Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности, как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.
Сейчас Правительство Российской Федерации совместно с Центром Стратегических разработок Г. Грефа разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение. По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на уровне 15-20%, который является наиболее приемлемым с точки зрения наполнения бюджета, взимания таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых отношений.
В некоторых областях экономики высокие пошлины являются стимулом для иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры» международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.
Итак, из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд функций. На мой взгляд самыми важными из них являются следующие:
1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.
2) Фискальная функция - эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..
3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.
3.2. Проблемы определения величины таможенных платежей
В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.
Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.
Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.
Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.
Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.
Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.
С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать — таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.
Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета страны. Сегодня – это более 50% бюджета.
Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.
Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.
Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД.
Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:
необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;
несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.
От правильности определения величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, поэтому следует законодательно закрепить понятие «таможенная стоимость». В связи с этим целесообразно внести в статью 11 ТК РФ пункт 33 следующего содержания: «таможенная стоимость - ценовая характеристика товара, определяемая в соответствии с методами, закрепленными в Законе о таможенном тарифе, отражающая его реальную цену и используемая в качестве стоимостной основы для целей таможенного обложения».
Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение.
Контроль заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и быть подотчетными непосредственно ФТС.
Целесообразно повсеместное применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур.
Заключение
Сегодня таможенная служба России насчитывает около 70 тысяч человек и включает в себя 12 региональных таможенных управлений (из них 4 специализированных), 107 таможен и 591 таможенный пост.
Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. Уже сейчас национальные таможенные службы ориентируются на международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией.
Следует отметить, что действующая в России система таможенных платежей не соответствует их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.
Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма.
Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.
Практическая значимость дипломного исследования состоит в возможности использования полученных выводов и рекомендаций для разработки мер таможенно-тарифного регулирования, совершенствования системы взимания и перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты РФ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.05.2010).
2. Таможенный кодекс Российской Федерации .
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г.
4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I (с изм. и доп. от 28.06.2009 г.).
Научная и учебная литература:
5. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО "Юстицинформ". - 2006 г.
6. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
7. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. Саратов, 2005.
8. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. - 2008.
9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Экзамен. – 2009.
10. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – М., 2007.
11. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
12. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006.
13. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. – Международная академия оценки и консалтинга. – 2009.
14. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. – 2007.
15. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости. – автореф. дисс. к.ю.н., Москва – 2008 г.
16. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование. - 2009.
17. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец. – 2008.
18. Рассолова О.Е. Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля // «Налоговая политика и практика». - № 8. - август 2009 г.
19. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования ВЭД и экономики России. // Финансы и кредит. - 2009. - № 17.
Сайт :
http://www.customs.ru/index.php
- Глава 1. Эволюция таможенной политики России
- Глава 2. Структура таможни рф и сущность таможенных пошлин
- Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей
- Глава 1. История таможенной политики России
- Глава 2. Структура таможни рф и сущность таможенных пошлин
- Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей