logo search
Таможенное право таможенного союза

1.3. Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает при­менение имеющихся в действующей системе права спо­собов воздействия на субъектов - административно-пра­вового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно вы­ражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного регулиро­вания таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государств-членов таможенного союза по регулированию внешнетор­гового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административно-правовой ме­тод, который выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в тамо­женном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного регулирования, требующего властных указаний, предписаний к совер­шению определенных действий и т.п.

Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установ­ленного порядка. При этом они не имеют права укло­няться от принятия решений. Любое лицо вправе обжа­ловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, необходимо­стью защиты общественного порядка, нравственности на­селения, жизни и здоровья человека, интересов потребите­лей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.

Запреты - это предписания, возлагающие юридичес­кую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством государств-членов таможенного союза, запрет совершать таможенные пре­ступления, запрет совершать администра­тивные таможенные правонарушения и др.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего пе­речня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление доку­ментов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и по­средством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, реги­страции и учета таможенных деклараций и на этапе кон­троля за правильностью определения кода товара в со­ответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

Метод запретов в таможенном праве тесно соприкаса­ется с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наи­более перспективным.

Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и граж­данско-правовой метод - диспозитивный подход к ус­тановлению правомочий субъектов таможенных отноше­ний. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или огра­ничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключе­нием случаев, установленных Таможенным кодексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза.

Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещаю­щим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.

Диспозитивный подход в таможенном праве выража­ется и в предоставлении субъектам возможности согла­сования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и вре­мя пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами-членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления.