1.3. Методы таможенного права
Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает применение имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов - административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.
Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.
Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».
Специфика таможенного регулирования таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государств-членов таможенного союза по регулированию внешнеторгового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административно-правовой метод, который выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.
Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в таможенном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного регулирования, требующего властных указаний, предписаний к совершению определенных действий и т.п.
Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установленного порядка. При этом они не имеют права уклоняться от принятия решений. Любое лицо вправе обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.
Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, необходимостью защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, интересов потребителей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.
Запреты - это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.
Правовые формы запретов в таможенной сфере разнообразны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством государств-членов таможенного союза, запрет совершать таможенные преступления, запрет совершать административные таможенные правонарушения и др.
Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего перечня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия.
Запреты в таможенной сфере устанавливаются и посредством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций и на этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д.
Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.
Метод запретов в таможенном праве тесно соприкасается с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наиболее перспективным.
Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам.
Широко используется в таможенном праве и гражданско-правовой метод - диспозитивный подход к установлению правомочий субъектов таможенных отношений. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза.
Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещающим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.
Диспозитивный подход в таможенном праве выражается и в предоставлении субъектам возможности согласования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами-членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.
Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления.
- А.З. Игнатюк таможенное право таможенного союза Учебное пособие
- Предисловие
- Глоссарий
- Общая часть
- Раздел 1. Основные положения таможенного права
- Глава 1. Основные понятия таможенного права
- 1.1. Понятие таможенного права таможенного союза
- 1.2. Предмет таможенного права таможенного союза
- 1.3. Методы таможенного права
- 1.4. Субъекты таможенного права
- 1.5. Система таможенного права таможенного союза
- 1.6. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 1.7. Источники таможенного права
- 1.8. Соотношение таможенного права с другими отраслями права
- Глава 2. Таможенные органы таможенного союза и их основные задачи
- Глава 3. Страна происхождения товаров и таможенная стоимость товаров
- Глава 4. Участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела
- 4.1. Таможенный представитель
- 4.2. Таможенный перевозчик
- 4.3. Владелец склада временного хранения
- 4.4. Владелец таможенного склада
- 4.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
- 4.6. Уполномоченный экономический оператор
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 5. Понятие и виды таможенных платежей
- 5.1. Общие положения о таможенных платежах
- 5.2. Таможенные пошлины
- 5.3. Акциз
- 5.4. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 5.5. Таможенные сборы
- 5.6. Авансовые платежи и льготы по уплате таможенных платежей
- 5.7. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- 5.8. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- 5.9. Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 6. Общие положения о таможенном контроле
- 6.1. Принципы проведения таможенного контроля
- Проведение таможенного контроля
- 6.4. Участие специалиста при проведении таможенного контроля
- 6.5. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля
- Глава 7. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- 7.1. Проверка документов и сведений
- 7.2. Устный опрос
- 7.3. Получение объяснений
- 7.4. Таможенное наблюдение
- 7.5. Таможенный осмотр
- 7.6. Таможенный досмотр
- 7.7. Личный таможенный досмотр
- 7.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 7.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
- 7.10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем
- 7.11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним
- 7.12. Таможенная проверка
- Глава 8. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- 8.1. Таможенная экспертиза
- 8.2. Заключение таможенного эксперта (эксперта)
- 8.3. Виды таможенной экспертизы
- 8.4. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы
- 8.5. Пробы и образцы
- Глава 9. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- Специальная часть
- Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
- Глава 10. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу
- Глава 11. Документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 13. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 14. Таможенное декларирование товаров
- Глава 15. Декларант
- Глава 16. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 17. Виды таможенных процедур
- 17.1. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 17.2. Таможенная процедура экспорта
- 17.3. Таможенная процедура таможенного транзита
- 17.4. Таможенная процедура таможенного склада
- 17.5. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- 17.6. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- 17.7. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- 17.8. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- 17.9. Таможенная процедура временного вывоза
- 17.10. Таможенная процедура реимпорта
- 17.11. Таможенная процедура реэкспорта
- 17.12. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- 17.13. Таможенная процедура уничтожения
- 17.14. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 17.15. Таможенные процедуры свободная таможенная зона и свободный склад
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
- Глава 18. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- Глава 19. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 20. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 21. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 21.1. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
- 21.2. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи
- 21.3. Таможенное декларирование транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Глава 22. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 23. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 24. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
- Таможенное право таможенного союза