2.3. Мероприятия по развитию региональной политики
Для успешного развития вышеприведенных составляющих региональной политики необходимо внедрение целого ряда мероприятий и выполнение ряда условий:
1) Реализация инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры. Основными инструменты межрегиональной координации решений, принимаемых региональными властями в области экономической политики:
- координация разработки программ федеральной и региональных программ социально-экономического развития;
- координация бюджетного процесса по результатам на федеральном и региональном уровнях;
- создание системы совместного финансирования инвестиционных проектов со стороны заинтересованных регионов и федеральных властей.
Как пример можно привести планируемое развитие транспортной и социальной инфраструктуры в г. Сочи для проведения Олимпийских Игр 2014 года или строительство стадионов, дорог и гостиниц к чемпионату мира по футболу 2018года.
2) Проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования.
Например, отделить производственные функции от транспортных и разделительных в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи или железнодорожном транспорте. Выделять вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры. Возможна реконструкция механизма корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии.
В газовой промышленности цены могут быть, например, дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Возможно также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами.
3) Создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Такие приоритетные направления социально-экономических реформ, как активная региональная политика, децентрализация экономики и бюджетной системы, должны сопровождаться созданием системы, позволяющей оперативно получать и анализировать информацию о состоянии экономики регионов и муниципальных образований, состоянии региональных и муниципальных финансов, показателях, характеризующих продвижение реформ в различных областях и связанных с ними проблем. Без обратной связи федерального центра и регионов нельзя рассчитывать на эффектные действия.
4) Расширение практики пилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.
Это возможно в таких видах деятельности, как внедрение новых механизмов бюджетирования, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, механизмы реализации инфраструктурных проектов, административная реформа, и др.
Как пример можно привести внедрение электронных медицинских полисов в Самарской области в начале 2000-х годов.
5) Создание стимулов для проведения социально-экономических реформ на региональном и местном уровне одновременно с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Необходимо повышение самостоятельности региональных и местных властей в решении вопросов, находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в связи с проведением разграничения полномочий предполагает снижение вмешательства федеральных властей в решения органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сферах их компетенции.
Этому должно способствовать использование следующих финансовых механизмов:
- межбюджетные трансферты, выделяемые субъектам Федерации и муниципальным образованиям, реализующим согласованные с федеральным (региональным) центром программы экономических реформ, использование накопленного опыта распределения федерального Фонда реформирования региональных финансов;
- более широкое использование межбюджетных трансфертов, направленных на софинансирование со стороны федерального бюджета расходов региональных и местных властей, связанных как с проведением экономических реформ, так и с использованием новых инструментов экономической политики.
6) Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек в различных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.
К числу основных направлений кластерной политики федеральных и региональных властей, следует отнести:
- софинансирование аналитических исследований структуры кластера, определение сильных и слабых мест кластера, разработка плана развития кластера, включающего официальные цели и стратегию;
- создание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
- реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;
- повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышению квалификации кадров, стажировок;
- содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
- повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера, при осуществлении государственных закупок.
Как пример создания кластеров можно привести строящийся нефтехимический комплекс в Нижнекамске (Татарстан) или планирующийся нефтехимический кластер, состоящий из нескольких заводов, в Новокуйбышевске (Самарская область)
7) Развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Должны создаваться стимулы для расширения использования региональном и муниципальном уровне механизмов лизинга и концессионного финансирования инвестиционных проектов. Должна внедряться практика смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальных услуг.
Например, в городах федерального значения в качестве сотрудничества государства и частного сектора может служить льготное участие инвесторов при реализации капиталоемких проектов. В Санкт-Петербурге строительным компаниям и компаниям-застройщикам в 2009 году предлагалось участие в расселении домов хрущевской постройки (в рамках государственной программы по повышению качества жилищных условий граждан) на условии компенсации инвестору из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации до 50% от вложенных средств или предложении существенных налоговых льгот.
- Московский финансово-юридический университет мфюа
- 1. Анализ внешнеэкономических связей России с государствами снг Введение
- Характерные признаки внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с государствами снг
- Роль регионов в отношениях со странами снг
- Заключение
- 2. Основные механизмы и результаты региональной политики в рф Введение
- 2.1. Методы проведения региональной политики
- 2.2. Региональная политика России
- 2.3. Мероприятия по развитию региональной политики
- Заключение
- Список используемых источников:
- Электронные ресурсы