1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
Таким образом, становление единого Московского государства сопровождалось активным процессом централизации таможенного законодательства и таможенного дела в целом, которое постепенно и неуклонно становится неотъемлемой частью экономической политики государства. Этому в большой степени способствовало расширение как внутренней, так и внешней торговли. Уже "Соборным уложением" (1649 г) царя Алексея Михайловича вводятся определённые таможенные правила и дифференцированные нормы. Иностранные купцы могли торговать в Москве и других русских городах по особым "Государевым грамотам", но с них взимались большие, нежели с русских купцов, пошлины [31].
Именной же Указ Алексея Михайловича октября 1653 г) "О взыскании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, поскольку взято и с каких товаров" ("Торговый устав") устанавливал во всём государстве единый порядок взимания и величину торговых пошлин. Таким образом, таможенные сборы были заменены единой пошлиной. Новоторговый устав 1667 года уже четко определил протекционистскую направленность таможенной политики государства, призванной оградить внутренний рынок от иностранных товаров в пользу российских производителей путём повышения ставок ввозных пошлин и других методов нетарифного регулирования [27].
В конце XVII века создаётся единое финансовое учреждение, куда стекались все таможенные сборы - Приказ Большой Казны. В его подчинении находились: Большая таможня и Померная изба, взимавшие пошлины с хлебных и других продовольственных товаров; Мытный двор, облагавший пошлинами торговлю лесом и скотом; Конюшенная изба, решавшая вопросы обложения пошлинами торговлю лошадьми. (Не напоминает ли нам это специализированные автомобильные таможни, прародителем которых смело можно назвать Конюшенную избу?)
В уездах все процедуры по пошлинному обложению привозимых товаров осуществляли таможенные избы под началом таможенного головы. Ему ежегодно доводился своеобразный "план доходов" — "оклад", который исчислялся из величины таможенных сборов предыдущего года, то есть от "достигнутого уровня". От лица государства надзор за выполнением доведённого "оклада" осуществляли воеводы, в обязанностях которых входили не только контроль за своевременностью отчётности и отправки выручки, но и выявление и пресечение злоупотреблений со стороны таможенников, содействие в борьбе с контрабандой.
В необходимых случаях воеводы применяли полицейские меры воздействия к нарушителям таможенных правил - за отказ от уплаты пошлин или, например, препятствование процедуре досмотра. Однако, на что следует обратить особое внимание, воеводы (современные губернаторы, главы местных администраций) не вправе были вмешиваться в функциональную деятельность таможенного головы.
Об огромном значении таможенно-пошлинного обложения для бурно развивающийся экономики Российской империи времён Петра Великого свидетельствует его Указ от 1723 года, в котором Император учреждает пограничные "крепкие заставы" на всех крупных дорогах. Небольшие дороги и переезды велено "лесом зарубить", в безлесных же местах - "рвами перекопать" в целях предотвращения беспошлинного провоза товаров, которые должны были оформляться в положенных местах, то есть на «таможенных заставах», или, как бы мы сказали сегодня – в пунктах пропуска (таможенных постах). Одновременно, для борьбы с контрабандным провозом создавались «разъезды», задачами которых ставились: поиск нелегальных перевозчиков товаров, устройство засад и, при обнаружении нарушителей таможенных правил, - конфискация и товаров, и средств его перемещения. Это напоминает нам зарождение оперативно – розыскной деятельности, специальных отрядов быстрого реагирования (СОБРы современных таможен) поэтому, как если на "заповедных" (запрещённых) проездах обнаружится след, "то тут дожидать и кто поедет, того взять и штрафовать взятием того, с чем взят будет". При Петре I принимается и первый российский таможенный тариф (1724 г), в котором еще более усиливается его протекционистская направленность. Таможенные пошлины подразделялись на два вида – одни начислялись в процентном отношении к цене товара, другие - в денежном выражении с меры и массы товара (или то, что ныне мы называем адвалорными и специфическими пошлинами) [27].
Особенно следует подчеркнуть, что в принятом тогда же Морском торговом регламенте (Устав торгового мореплавания), впервые законодательно определялся правовой статус таможенника и вводилась ответственность за посягательство на честь и достоинство должностного лица таможенного органа.
Обратим внимание на исторические вехи, характеризующие становление таможенно- пошлинного обложения и, соответственно, российской таможенной системы:
с принятием 25 октября 1633г. Торгового устава, в Российском государстве установились единый порядок взимания и величина торговых пошлин;
введение в 1667г. Новоторгового устава определило четкую протекционистскую направленность таможенной политики;
в царствование Петра I ввоз иностранных товаров, аналогичных уже производившимся в стране («протекционистская» защита российского, национального производителя), стал облагаться большими пошлинами. Так, например, пошлины на ввозимые железо и шелк составляли 75%, бархат 50%, оружие 25% от цены [31].
Следует также иметь ввиду, что таможенному голове (начальнику таможни) и целовальнику (сборщику пошлин), то есть таможенным служащим, категорически запрещалось производить какие- либо торговые операции, заключать сделки и т.п. (То же самое и сегодня – сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам бюджетной сферы таможен запрещена коммерческая деятельность, а разрешена лишь преподавательская, научная и творческая работа).
Изменились и названия руководителей таможен: с 1700 года они стали именоваться таможенными бурмистрами, а с 1720 г – оберцольнерами (обер…- по немецки высший, старший, цоль- таможня), «старшими таможенниками».
При преемниках Петра I протекционистская направленность таможенной политики стала ослабевать. В 1727 г. Таможенный тариф был отменён, ставки таможенных пошлин значительно снижены, а тариф 1731 года был явно фритредерским.
Новую таможенную реформу проводит императрица Елизавета Петровна. По её Указу (1753 г) отменяются внутренние таможенные пошлины, ликвидируются внутренние таможни, но одновременно повышаются пошлины, которыми облагались товары в пограничных и портовых таможнях. Отмена внутренних таможен и внутренних пошлин способствовала ускорению формирования единого всероссийского рынка [27].
Россия официально стала единой таможенной территорией, без внутренних барьеров, тем самым окончательно уничтожались пережитки феодализма, облегчался ввоз иностранных товаров.
Однако, в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных на азиатской границе, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина со товарищи сроком на 6 лет.
В августе 1762 года Императрице Екатерине II подписала Указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение, а Компания не смогла уплатить казне договорную сумму, за что ее глава Шемякин был отдан под суд (1763 г).
Здесь напрашивается аналогия с сегодняшним днем. Весной 2006 года Президент РФ В.В. Путин на заседании Правительства России высказал министру социального развития и торговли Герману Грефу, под началом которого действовала федеральная таможенная служба, серьезные замечания по поводу того, что из 450 таможенных постов (переходов на границе) более 350 находились не в государственных, а в частных руках. Президент РФ был крайне возмущен тем, что «таможенники слились с коммерческими структурами в экономическом экстазе», чего по определению не должно быть, т.к. таможенное дело и таможенное регулирование прерогатива государства [34].
Итак, Императрица Екатерина II проводит компромиссную таможенную политику, повелев пересматривать таможенные тарифы каждые 5 лет. 10 октября 1782 года учреждается специальная таможенная стража (чем не современные отделы таможенной охраны и специальные отряды быстрого реагирования?).
Для надзора над таможнями была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия. С 1789 года надзор над таможнями возложили на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 восстанавливается Коммерческая коллегия, которой были переподчинены все таможни России, а глава Коммерческой коллегии стал руководителем всех российских таможенных учреждений [27].
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события