2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
Во внешнеэкономической деятельности современной России значительную роль играют международно-правовые соглашения.
Согласно ст. 15 Конституции РФ международное право является частью правовой системы России. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ распространяются на федеральные законы, законы субъектов Федерации и другие нормативные акты, о чём свидетельствует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации. Поэтому, к источникам таможенного законодательства, кроме Таможенного кодекса РФ и Закона РФ "О таможенном тарифе", а также других нормативно-правовых актов, затрагивающих таможенную деятельность, относятся и международно-правовые договоры и соглашения по таможенным вопросам с участием России [3].
2.4.1 Международные организации, способствующие сотрудничеству в таможенной сфере представлены на рисунке 2.5.
Рис.2.5 Международные организации в таможенной сфере
А. Важное место в международных торговых отношениях занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ, ставшее с 1995 года Всемирной торговой организацией (ВТО) и объединяющее сегодня более 150 государств.
Международное соглашение, подписанное в 1947г. в Женеве и вступившее в силу с 1 января 1948 года, представляет собой, с одной стороны,— свод принципов, правил и норм, на которых основываются торговые отношения между странами-участниками, а с другой - организацию, главный международный орган, в котором обсуждаются и решаются торговые проблемы, ведутся переговоры о расширении возможностей международного товарооборота, так как основной целью ВТО является либерализация мировой торговли, сведение к минимум различных препятствий в торговых отношениях стран-участниц.
Договоры и соглашения, заключённые в рамках ГАТТ-ВТО, принципы, нормы и правила ГАТТ определяют правовые условия современной международной торговли, оказывают определяющее воздействие на формирование мирового хозяйства.
Торгово-экономические системы стран-участниц строятся ныне на положениях ГАТТ-ВТО [28].
В связи со значительными политическими и социально-экономическими изменениями в мировом устройстве, окончанием «холодной войны», резким количественным и качественным развитием торговли в 60-х, 80-х г.г. прошлого столетия возникла объективная необходимость реформирования системы Генерального соглашения по тарифам и торговле.
В результате ряда раундов переговоров Уругвайский раунд, проходивший на протяжении 1986-1994 г.г., завершился принятием решения о создании Всемирной торговой организации как международного официального специализированного учреждения Организации Объединенных наций (ООН), остающейся также и международной системой торговых соглашений.
Основные принципы ВТО представлены на рисунке 2.6.
Рис.2.6 Основные принципы ВТО
В отличие от ГАТТ Всемирная торговая организация имеет более совершенную структуру управления. В ней усилены контрольные функции за соблюдением странами- участниками ВТО принятых обязательств по выполнению основных норм, правил и юридических документов, именуемых «Многосторонними торговыми соглашениями».
Основные многосторонние торговые соглашения (МТС) Всемирной торговой организации представлены на рисунке 2.7.
Большое значение в международных торгово-экономических отношениях принадлежит таким соглашениям, как:
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
Соглашение по защитным мерам;
Соглашение по применению ст. 6 ГАТТ (антидемпинг);
Соглашение по применению ст. 7 ГАТТ (таможенная оценка товаров);
Соглашение по техническим барьерам в торговле и ряду других [28].
Рис.2.7 Основные МТС Всемирной торговой организации
Переговорный процесс вступления России во Всемирную торговую организацию продолжается на протяжении почти полутора десятка лет. Это достаточно длительный срок по сравнению с временем вступления в ВТО других государств (в т.ч. и бывших Советских Республик). Однако продолжительность этого процесса объясняется рядом как объективных, так и субъективных факторов.
О принципиальной позиции Российской Федерации по поводу вступления в ВТО предельно откровенно высказался Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию (18.04.2002 года):
«ВТО не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО – это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее, кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, - стратегически абсолютно обречен.
Наша страна все еще «выключена» из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены.
Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках».[34]
Б. Всемирная таможенная организация (ВТО) была учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) 15 декабря 1950 г. и вступила в силу 4 ноября 1952 года. 26 января 1953 года состоялась учредительная сессия Совета.
Этот день в 1983 г. был провозглашен Международным днем таможенника.
Цели Всемирной таможенной организации представлены на рисунке 2.8.
В июне 2003 года сессия Всемирной таможенной организации избрала Россию координатором европейского таможенного региона и вице-президентом Организации.
Основные направления деятельности Всемирной таможенной организации представлены на рисунке 2.9.
Рис.2.8 Цели Всемирной таможенной организации
Рис.2.9 Основные направления деятельности Всемирной таможенной организации
Нормы международного права (Конвенции) регулируют отношения в области таможенного дела, например: устанавливают правила международных перевозок, требования к транспортным документам, иностранным лицам, пользующимся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами при перемещении товаров через таможенную границу.
Основные международно-правовые документы Всемирной таможенной организации представлены на рисунке 2.10.
Рис.2.10 Основные международно-правовые документы Всемирной таможенной организации
Конвенция позволяет использовать карнеты (разрешения) вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются в связи с их временным ввозом.
В России функции гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС России.
(Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г., ее цели, задачи и применение подробно рассматривается в четвертом разделе третьего модуля настоящего пособия).
На базе Российской таможенной академии в г. Москве создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации (РУЦ).
Основные функции РУЦ в г.Москве представлены на рисунке 2.11.
Рис.2.11 Основные функции РУЦ
В рамках международного сотрудничества в гор. Владивостоке на базе факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии специалистами (экспертами) Всемирной таможенной организации были проведены обучающие семинары для таможенников Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений и преподавателей ВФ РТА по: Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешней экономической деятельности (ГС и ТН ВЭД); методике определения страны происхождения товара и таможенным преференциям (1993 и 1998 гг.). Кроме того в зарубежных Региональных центрах (Мюнстер, Зигмаринген – ФРГ; Будапешт –Венгрия; Брюссель- штаб-квартира ВТО), а так же в г. Москве (РТА ФТС РФ) регулярно проходят обучение и повышение квалификации сотрудники и специалисты таможен региона и преподаватели филиала Академии в рамках долговременной программы ВТО – «Tacis».
Таким образом, действие международных договоров РФ в области таможенного дела в полной мере соответствует ст. 15 Конституции РФ и Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», а сами договоры и соглашения являются составной частью таможенного законодательства.
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события