1.Понятие, и предмет таможенного права. Виды отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право — самостоятельная отрасль права в правовой системе РБ
Веским основанием выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов — Таможенного кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», являющихся, по существу, главными источниками таможенного права.
Таможенный кодекс Республики Беларусь интегрирует множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права.
Таким образом, Таможенный кодекс выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль в правовой системе Республики Беларусь. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность — таможенное право как комплексную отрасль.
Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодекса одновременно входят в состав других отраслей права не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично функционально объединяются в системе таможенного права.
Следовательно, таможенное право — не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовое;
отрасли права: конституционное, административное, гражданское и др. Однако в отличие от них присутствие норм «с двойным гражданством» в таможенном праве придает ему характер комплексной отрасли права, наряду, например, с предпринимательским правом, воздушным правом, банковским правом, экологический правом и др.
Таким образом, выяснив наличие всех объективных условий возникновения и становления таможенного права в правовой системе Республики Беларусь, а именно:
-
ярко выраженного государственного интереса в появлении такой отрасли;
-
комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права;
-
комбинации осуществляемых в специфических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере;
-
особых значительных по объему кодификационных базовых источников, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли права Республики Беларусь.
Таможенное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм разной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношении, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики государства.
Таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношении в таможенной сфере. Новизна, сложность и обширность регулируемых отношении требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.
В общей форме структура общественных отношении в сфере таможенной деятельности определена Таможенным кодексом Республики Беларусь. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет, регулирования таможенного права.
В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, их создания и регулирования в качестве таможенных отношений выделяют общественные отношения, связанные:
1) с организацией таможенного дела (гл. 2 ТК). Возникают между таможенными органами, которые выполняют возложенные на них функции;
2) с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств (Разд.II ТК). Возникают между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь;
3) с регулированием таможенных режимов (гл. 1 -18 ТК). Возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь;
4) со взиманием таможенных платежей (разд. III ТК). Возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь;
5) с предварительными операциями (гл. 22 ТК). Возникают в связи с уведомлением таможенных органов о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Республики Беларусь; доставкой товаров, транспортных средств в место, определяемое таможенным органом, и т.п.;
6) с таможенным оформлением (гл. 21 ТК). Возникают в связи с операциями, производимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения;
7) с таможенным контролем за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Беларусь (разд. V ТК). Возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенным досмотром, учетом товаров и транспортных средств, проверкой таможенных платежей и т. д.;
8) с валютным контролем (разд. VI ТК). Возникают в связи с обеспечением таможенными органами соблюдения валютного законодательства (и их взаимодействие с банками) при осуществлении валютных операций экспортерами, импортерами товаров и услуг, а также при бартерных сделках, экспорте услуг и т.п.;
9) с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВД) (разд. VIII ТК). Возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением специальной статистики (ст.212, 213 ТК), а также осуществлением таможенными органами функций, необходимых для ведения ТН ВЭД (гл. 33 ТК);
10) с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК). Возникают в связи осуществлением таможенными органами дознания, оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде, таможенных преступлениях, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов Республики Беларусь;
11) с совершением административных таможенных правонарушении (разд. Х ТК). Возникают в связи с нарушением таможенных правил, производством по делам о нарушениях таможенных правил, их рассмотрением и применением административных взысканий за эти нарушения;
I2) с информированием, консультированием и предварительными решениями (разд. XI ТК). Возникают в связи с предоставлением таможенными органами заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;
I3) с обращением в собственность государства товаров и транспортных средств и иных предметов. Возникает в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору или постановлению суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или административного таможенного правонарушения, а также в связи с выбором таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105,106 ТК) и реализацией указанных товаров и транспортных средств;
14) с ответственностью таможенных органов Республики Беларусь и их должностных лиц (разд. XIII ТК). Возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц;
15) с правовым статусом должностных лиц таможенных органов, организацией государственной службы в таможенных органах и выполнением государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций. В Таможенном кодексе (разд. XIV) регламентированы лишь отношения с участием должностных лиц указанных органов. В действительности общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной службы в таможенных органах, широки но своему объему и разнообразны по содержанию. К ним относятся отношения, возникающие, например, в связи с установлением правового статуса должностей в таможенных органах и порядка их замещения, в связи с подготовкой, подбором и распределением кадров;
16) с участием Республики Беларусь в международно-правовом сотрудничестве и регулировании таможенного дела в рамках СНГ, а также отношения, связанные с участием Республики Беларусь в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами дальнего зарубежья в области таможенного дела. Хотя эти общественные отношения и не обозначены в Таможенном кодексе, они, бесспорно, составляют самостоятельный вид общественных отношений в таможенной сфере.
Главная особенность перечисленных видов общественных отношений состоит в том, что все они возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, их оформлением, контролем, а также уплатой таможенных платежей. В своей совокупности они определяются понятием таможенных отношений, регулятором которых и является исключительно таможенное право.
Указанные виды общественных отношений многообразны по своему характеру и составляют предмет таможенного права. Все они непосредственно связаны с таможенной деятельностью и потому называются таможенными отношениями.
Главное, что характерно для таможенного права и в чем наиболее ярко и зримо проявляются его особенности, - это функционирование системы таможенных органов. В значительной степени таможенное право выступает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь на таможенные органы.
Таможенное право регулирует указанные выше отношения с участием таможенных органов, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функции. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий, в силу которых таможенный орган выступает в роли субъекта таможенных отношений. Таможенные отношения представляют собой сферу применения и осуществления полномочий таможенных органов.
Таким образом, при определении предмета таможенного права необходимо учитывать:
-сферу таможенного дела, охватывающего любые действия, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
-наличие в ней специальных субъектов - таможенных органов;
-практическую реализацию ими предоставленных для осуществления таможенной деятельности полномочий;
-наличие в ней специфического объекта регулирования — товаров, т.е. любого движимого имущества в том числе валюты, валютных ценностей, электрической, тепловой, иных видов энергии и транспорта средств.
Таким образом, общественные отношения, регулируемые таможенным правом, очень многообразны, но все они возникают в связи с осуществлением таможенной деятельности. Таможенные правовые нормы упорядоченно закрепляют и охраняют наиболее рациональные общественные отношения и таможенной сфере.
- Введение
- Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и источники таможенного права План
- 1.Понятие, и предмет таможенного права. Виды отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.Метод таможенного права.
- 3. Понятие и система источников таможенного права
- Тема 2. Система, компетенция и задачи таможенных органов План
- 1.Система и функции таможенных органов.
- Таможня Республики Беларусь
- 2.Права и обязанности должностных лиц таможенных органов, гарантии надлежащего исполнения обязанностей должностными лицами таможенных органов.
- 3.Применение физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств.
- 4.Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов.
- Порядок наложения дисциплинарного взыскания
- Тема 3. Организация таможенного дела в рб План
- 1.Таможенная политика Республики Беларусь
- 2.Таможенный союз рб и рф.
- 3.Формы деятельности таможенных органов.
- 4.Административные акты таможенных органов.
- Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров, транспортных средств и отдельных видов товаров План
- 1.Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств.
- 2.Порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.
- 3.Перемещение валюты Республики Беларусь, иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и других валютных ценностей.
- Тема 5. Таможенные режимы План
- 1. Понятие таможенного режима.
- 2. Выпуск товаров для свободного обращения.
- 3. Реимпорт
- 4. Транзит товаров.
- 5. Режим таможенного склада.
- 6.Магазин беспошлинной торговли.
- 7.Переработка товаров на/вне таможенной территории.
- 8. Переработка товаров под таможенным контролем.
- 9. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров.
- 10. Таможенные режимы «свободная таможенная зона» и «свободный склад».
- 11. Таможенный режим экспорта товаров.
- 12. Таможенный режим реэкспорта товаров.
- 13. Таможенный режим уничтожения товаров.
- 14.Таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
- Тема 6. Таможенно-тарифное регулирование. Правовое регулирование взимание таможенных платежей План
- 1.Таможенно-тарифное регулирование. Понятие и виды таможенных платежей.
- 2.Порядок уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей.
- 3.Порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей.
- Тема 7. Таможенное оформление План
- 1. Понятие таможенного оформления, время и место его производства.
- 2. Предварительные операции. Краткая декларация.
- 3.Порядок таможенного оформления. Временное хранение.
- 4.Декларирование товаров. Декларант, его права и обязанности.
- 5.Деятельность и правовой статус таможенного агента.
- 6.Таможенный перевозчик, правовая регламентация деятельности таможенного перевозчика.
- Тема 8. Таможенный контроль. План
- 1.Общие положения проведения таможенного контроля.
- 2.Документы, необходимые для таможенного контроля.
- 3.Личный досмотр. Дополнительные положения относящиеся к личному досмотру.
- 4.Досмотр транспортных средств.
- 5.Проверка таможенными органами финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
- Законодательные и литературные источники
- Содержение
- Таможенное право Краткий курс лекций