4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008г. № 872, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации», утверждены Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в целях координации деятельности государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска.
Правила определяют, что контроль в пунктах пропуска через государственную границу осуществляют не только таможенные органы, но и другие государственные контрольные органы, к которым относятся подразделения:
пограничного;
санитарно-карантинного;
ветеринарного;
карантинного фитосанитарного;
транспортного контроля
в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.
Координация деятельности государственных контрольных органов направлена на обеспечение:
а) минимизации времени проведения контроля;
б) исключения дублирующих функций и действий;
в) сокращения количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными;
г) реализации принципа «одного окна».
Осуществление принципа «одного окна» означает, что:
перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля, в порядке и случаях, которые определены Правительством Российской Федерации;
таможенные органы направляют документы, необходимые для осуществления иных видов контроля, представителям соответствующих государственных контрольных органов, которые после завершения контроля информируют таможенные органы о возможности пропуска транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации либо о целесообразности проведения осмотра или досмотра транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Обмен данными между таможенными органами и соответствующими государственными контрольными органами производится в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных;
после осуществления контроля государственными контрольными органами, таможенные органы информируют перевозчика (лицо, действующее от его имени) о принятом решении в отношении перемещаемых им через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Государственный контрольный орган, принявший решение о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, оформляет его в письменной форме;
осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенный зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов;
при убытии транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации таможенные органы принимают решение об их пропуске через государственную границу Российской Федерации на основании разрешительных документов, полученных от компетентных государственных органов.
Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения (таблица 4.4).
Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.
На основании типовых схем и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через госграницу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Эти схемы утверждаются протоколом заседания координационного совета, создаваемого в пункте пропуска.
В технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в своих нормативно-правовых актах четко и последовательно следует принципам и нормам ВТО, направленным на ускорение, упрощение и унификацию таможенных процедур.
Таблица 4.4
Типовые схемы организации пропуска через государственную границу
Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных
Виды пунктов пропуска | последовательность осуществления видов контроля лиц. транспортных средств, грузов, товаров и животных | |
при прибытии на территорию РФ | при убытии с территории РФ
| |
1 | 2 | 3 |
автомобильный |
|
|
железнодорожный |
|
|
Окончание табл. 4 4
1 | 2 | 3 |
Морской и речной (озерный) |
|
|
Воздушный
|
|
|
Пешеходный |
|
|
В смешанных же пунктах пропуска, открытых для международного сообщения с использованием различных видов транспорта, при прибытии (убытии) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию (с территории) Российской Федерации последовательно осуществляются все виды контроля, предусмотренные для автомобильных, железнодорожных, морских и речных (озерных) пунктов пропуска.
О необходимости повышения эффективности сотрудничества таможенников и специалистов из других контролирующих государственных органов говорят участившиеся случаи завоза на территорию Российской Федерации (в частности, в Приморье и на весь Дальний Восток) сорняков и растительноядных насекомых. Среди «пришельцев» сорняки рода амброзия, колорадский жук, пчелиный клещ Варроа, золотистая нематода, американский таракан (переносчик опасных заболеваний человека). В салонах и кузовах потока автомашин, ввезенных в Россию из Японии, США и др. стран, завозят сухие растения, остатки земли и другой сор, представляющие реальную угрозу завоза опасных насекомых и растений. Из Америки и Европы на Дальний Восток завезены вместе с цветами около 10 опасных вредителей тепличных растений, в том числе такой вредитель, как Трипс.
Южные регионы России борются с нашествием «заграничной» картофельной моли, поедающей клубни изнутри, а также кукурузной совки- вредителем более прожорливым, нежели колорадский жук, завезенный с овощами из Египта и Израиля. В грейпфрутах, мандаринах и гранатах турецкого происхождения также обнаружена эта зараза [33].
Весь мир в напряжении от распространяющегося т.н. «птичьего гриппа», а в Россию завозится большое количество мяса птицы. Не ликвидирована опасность распространения «коровьего бешенства» через мясо говядины, зараженного вирусом энцефалопатии.
Бесконтрольный завоз в Крым дальневосточной белки (для «экзотики») в 80-х годах прошлого века привел к распространению на знаменитых курортах клещевого энцефалита- смертельно опасного для человека заболевания. А в Белоруссию с Дальнего Востока была переселена енотовидная собака, ставшая опасным вредителем для национального лесного хозяйства. Быстро и во множестве расплодившаяся ( из-за отсутствия естественных врагов), она уничтожает редких птиц, в том числе реликтовых – глухарей [32].
Вот почему тщательный таможенный контроль так необходим для решения одной из основных задач - охраны жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события