logo search
Mustaeva_Klara_Tamozhennoe_pravo

Единая система таможенных органов рф

Термин «таможенные органы» используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются. Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональ­ной общностью совокупность самостоятельных звеньев, ха­рактеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вы­шестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет опре­деленную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные орга­ны в целом.

Эта система имеет четыре звена:

  1. ФТС,

  2. регио­нальные таможенные управления,

  3. таможни,

  4. таможен­ные посты.

Четырехзвенная структура системы таможен­ных органов имеет законодательное закрепление и отра­жена в статье 10 ФЗ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"

Взаимоотношения в системе таможенных органов ос­новываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности ниже­стоящих органов системы таможенных органов вышесто­ящим.

Децентрализация проявляется в наличии у каж­дого таможенного органа строго определенной компетен­ции по осуществлению таможенного дела на подведом­ственной ему территории и сочетании единого централи­зованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возло­женных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные орга­ны и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воз­душные суда — опознавательный знак (эмблему таможен­ных органов)3.

Деятельность таможенных органов должна осуществ­ляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, рос­сийскими законами и международными договорами Рос­сийской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие сво­их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможен­ной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным дого­вором, нормы которого нарушены. А непосредственно ви­новные в этом таможенные служащие несут дисципли­нарную, административную, уголовную или иную ответ­ственность в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации.