1.4. Субъекты таможенного права
Субъект таможенного права - лицо, наделенное правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:
таможенные органы государств-членов таможенного союза;
служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза;
юридические лица;
физические лица;
в некоторых случаях – государства и международные организации.
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.
Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей служащего того или иного таможенного органа.
Понятием иные субъекты таможенного права охватываются: 1) юридические лица - предприятия, учреждения и организации; 2) физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; 3) государства, при заключении международных договоров по таможенному регулированию; 4) международные организации, имеющие отношение к решению вопросов таможенного регулирования.
Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию таможенного союза и вывозят с территории таможенного союза товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза или вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Различается правоспособность специальная и общая. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.
Подавляющее большинство юридических лиц, отнесенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Следует иметь в виду, что определенные ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путем введения лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.
Физические лица - это граждане государств-членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, от своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан регулируются гражданским правом.
Например: Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепил равную для всех граждан правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь. В данном случае это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют в таможенной сфере те же права, что и белорусские граждане, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставлены гражданам Республики Беларусь (например, права, которые предоставлены иностранному гражданину в его стране - освобождение от декларирования, таможенного контроля и т.п.). Иностранные граждане, лица без гражданства несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с белорусскими гражданами.
Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использования или коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощенном порядке.
В области таможенной деятельности наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными представителями. В разных государствах они называются по разному, но все они являются субъектами таможенных правоотношений.
Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных правоотношений детально регламентируются Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами и национальным законодательством государств-участников таможенного союза. Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.
- А.З. Игнатюк таможенное право таможенного союза Учебное пособие
- Предисловие
- Глоссарий
- Общая часть
- Раздел 1. Основные положения таможенного права
- Глава 1. Основные понятия таможенного права
- 1.1. Понятие таможенного права таможенного союза
- 1.2. Предмет таможенного права таможенного союза
- 1.3. Методы таможенного права
- 1.4. Субъекты таможенного права
- 1.5. Система таможенного права таможенного союза
- 1.6. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 1.7. Источники таможенного права
- 1.8. Соотношение таможенного права с другими отраслями права
- Глава 2. Таможенные органы таможенного союза и их основные задачи
- Глава 3. Страна происхождения товаров и таможенная стоимость товаров
- Глава 4. Участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела
- 4.1. Таможенный представитель
- 4.2. Таможенный перевозчик
- 4.3. Владелец склада временного хранения
- 4.4. Владелец таможенного склада
- 4.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
- 4.6. Уполномоченный экономический оператор
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 5. Понятие и виды таможенных платежей
- 5.1. Общие положения о таможенных платежах
- 5.2. Таможенные пошлины
- 5.3. Акциз
- 5.4. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 5.5. Таможенные сборы
- 5.6. Авансовые платежи и льготы по уплате таможенных платежей
- 5.7. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- 5.8. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- 5.9. Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 6. Общие положения о таможенном контроле
- 6.1. Принципы проведения таможенного контроля
- Проведение таможенного контроля
- 6.4. Участие специалиста при проведении таможенного контроля
- 6.5. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля
- Глава 7. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- 7.1. Проверка документов и сведений
- 7.2. Устный опрос
- 7.3. Получение объяснений
- 7.4. Таможенное наблюдение
- 7.5. Таможенный осмотр
- 7.6. Таможенный досмотр
- 7.7. Личный таможенный досмотр
- 7.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 7.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
- 7.10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем
- 7.11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним
- 7.12. Таможенная проверка
- Глава 8. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- 8.1. Таможенная экспертиза
- 8.2. Заключение таможенного эксперта (эксперта)
- 8.3. Виды таможенной экспертизы
- 8.4. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы
- 8.5. Пробы и образцы
- Глава 9. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- Специальная часть
- Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
- Глава 10. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу
- Глава 11. Документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 13. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 14. Таможенное декларирование товаров
- Глава 15. Декларант
- Глава 16. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 17. Виды таможенных процедур
- 17.1. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 17.2. Таможенная процедура экспорта
- 17.3. Таможенная процедура таможенного транзита
- 17.4. Таможенная процедура таможенного склада
- 17.5. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- 17.6. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- 17.7. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- 17.8. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- 17.9. Таможенная процедура временного вывоза
- 17.10. Таможенная процедура реимпорта
- 17.11. Таможенная процедура реэкспорта
- 17.12. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- 17.13. Таможенная процедура уничтожения
- 17.14. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 17.15. Таможенные процедуры свободная таможенная зона и свободный склад
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
- Глава 18. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- Глава 19. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 20. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 21. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 21.1. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
- 21.2. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи
- 21.3. Таможенное декларирование транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Глава 22. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 23. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 24. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
- Таможенное право таможенного союза