logo search
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами

Заключение

На основе вышесказанного, мы можем подвести итог, основываясь на общих выводах:

1. В России в сфере валютных отношений деятельность осуществляется на правовой основе, а именно Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Примером этому можно привести отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. В стране создана разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля оказалась громоздкой, мало управляемой и недостаточно эффективной.

На перекрестке противоречивых отношений находится валютный рынок, который трудно совместим для различных целей участников экономической деятельности, а именно государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

Неупорядоченность мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями и о недостаточной эффективности говорит целый ряд негативных процессов. К таким процессам можно отнести высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Для того, чтобы выяснить возможности совершенствования регулирования валютного рынка в России необходимо определиться с задачей воздействия на финансовые рынки, с помощью которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

Все эти правила не используется как самоцель. Главными задачами экономической политики в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю.

В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования. Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, которые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

В проведении политики курсообразования, основной идеей контролирующего режима является не допускающей отклонение от выбранных параметров заранее, которые обеспечиваются ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Часто создается жесткий порядок расходования валютных средств для резидентов. Кроме того, такой режим решает две задачи, а именно, сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов (например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золотовалютных резервов).

На эффективность рыночных механизмов при дирижстском режиме государство перераспределяет финансовые ресурсы, снимая по текущим операциям прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золотовалютных резервов.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "основной проблемой валютного регулирования в настоящее время является направленность происходящих изменений, которая нацелена на совершенствование решения преимущественно административных, а не экономических задач".

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ);

2. Федеральный закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » (ред. 05.07.2007);

3. Федеральный закон от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. 22.07.2005);

4. Положение от 01.06.2004 № 258-П. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. ЦБ России (ред. от 26.09.2008);

5. Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И (ред. от 12.08.2008);

6. «КонсультантПлюс» Статья: К вопросу об ответственности за нарушение валютного законодательства Н.А.Саттарова;

7. Таможенный кодекс таможенного союза (от 27.11.2009.