Информационное обеспечение таможенной сферы Республики Беларусь

курсовая работа

Введение

Сегодня, наверное, вряд ли можно найти офис, где не было бы компьютера. Это главнейший ныне инструмент, самое настоящее средство производства. То же можно сказать и о прочих высокотехнологичных новшествах, в мгновение ока превратившихся из экзотических игрушек в неотъемлемые атрибуты личного и общественного бытия человека, [11].

Поэтому, любая экономическая система придаёт большое значение вопросам информационного обеспечения управления в различных сферах человеческой деятельности.

Глобализация внешней торговли, переход экономики Беларуси на рыночные отношения и появление информационных технологий, связанных с новыми экономическими моделями, в том числе и во внешне экономической корпоративной деятельности, потребовали коренных изменений в характере деятельности таможенной службы страны, усовершенствования таможенного администрирования, таможенно-расчётных и таможенно-логических операций, трансформируя их в реально действующий современный инструмент государственного регулирования внешней торговли. [10]

Что же в таком случае можно сказать о таможне, системе куда более масштабной, сложной и многоуровневой? Главная особенность концепции развития таможенных органов заключается в том, что каждое из направлений деятельности таможенных органов, [1, 2, 10, 11] будь то организации таможенного контроля, функционирование правоохранительного блока или административно-хозяйственная деятельность, предполагает внедрение новых информационных технологий. Процессы глобализации и интеграции таможенной системы на базе информатики и информационных таможенных технологий способствует формированию таких относительно новых для таможни направлений деятельности, как информационно-электронная таможня, международный информационный обмен, виртуальная таможенная логистика, телематика и др. Активно начинают использоваться в международных обменах и грузоперевозках, а так же в информационном обеспечении такие глобальные сети, как Интернет, Интранет, при этом не только активном, но и в интерактивном режиме. Иными словами, сегодня нет ни одного направления деятельности таможенной службы, которое в той или иной степени не было бы связано с автоматизацией. [10, 11]

Цель курсовой работы определить основные составляющие информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

Ш показать структуру информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь;

Ш охарактеризовать как составляющую систему электронного декларирования, её элементы и алгоритм действия;

Ш выявить преимущества и недостатки системы ЭД;

Тема на сегодняшний день очень актуальна. Мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как импортёрами, так и сотрудниками таможенных органов. К тому же используя метод электронного декларирования, декларант экономит не только время, но и значительные денежные средства. Так же следует отметить ещё один немаловажный фактор, свидетельствующий о необходимости внедрения и использования системы электронного декларирования - это союзное государство России и Беларуси. Взаимное договоры о транзите товаров, как через территорию Беларуси, так и России сопровождаются большим количеством бумажных документов, оформление которых занимает много времени. Упростить этот процесс может система ЭД. Следует учитывать и тот факт, что Беларусь находится на границе СНГ и Евросоюза, где давно практикуется «безбумажный документооборот», а через территорию Беларуси проходит 70% транзитных путей сообщения как со стороны Евросоюза, так и со стороны СНГ.

Курсовая работа написана на основе следующих источников: Таможенный кодекс Республики Беларусь [4], который в связи с внедрением системы электронного декларирования, претерпел серьёзные изменения; постановление Государственного таможенного комитета «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме [5]; постановление Совета министров Республики Беларусь «Об особенностях таможенного декларирования товаров [2]; Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» [3]. Активно иллюстрируют процесс внедрения и использования системы электронного декларирования в своих работах начальник Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Л. Кузьмич [11], руководитель Центра исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими рисками ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук Г. Гриц [8, 9], председатель ГТК А. Шпилевский [17].

Работа состоит из вступления, двух глав и заключения. Во вступлении определяются основные цели и задачи работы, рассматриваются источники и литературы по данному вопросу. Первая глава посвящена обзору общей картины информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь, выделению основных составляющих этой системы. Вопрос второй главы состоит в рассмотрении одной из составляющей информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь - системы электронного декларирования.

Делись добром ;)