logo
Значение, перспективы и особенности развития Таможенного союза

ВВЕДЕНИЕ

2010 г. был насыщен событиями в сфере внешнеторгового регулирования и таможенного дела, прежде всего в связи с формированием Таможенного союза в рамках ЕврАЗЭС, участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».-№ 4/2011. - с. 14

Ещё в недалёком прошлом Российская Федерация намеревалась, или, по крайней мере, дела вид что намеревалась, вступить во Всемирную торговую организацию. Был намечен срок вступления до 2011 года. Однако, отказалась от своих намерений и объявила о создании Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Возникает вопрос. С какой целью это было сделано? И нужно ли вообще России вступление во Всемирную торговую организацию?

ВТО предполагает открытие границ и свободный доступ на внутренний рынок страны, как иностранных товаров, так и иностранных банков. С учётом того, что таможенная политика РФ сосредоточена на протекционизме и в доходную часть федерального бюджета таможенные органы перечисляют 52% от всего его объёма. Это нонсенс. В мировой практике такого нет больше нигде. Даже в Сомали этот показатель меньше российского. Для сравнения в США он составляет 2%. То есть принятие норм ВТО окончательно добило бы российскую промышленность. И вот, чтобы не показать свою неконкурентоспособность и невозможность отказа от ресурсной ориентации экспорта, РФ создала Таможенный союз с государствами, уровень развития экономик которых позволяет хоть как-то конкурировать с ними. Это был своего рода «ход конём», которого на мировой арене никто не ожидал. Попробуем оценить преимущества и недостатки такого союза.

В общем и целом единое таможенное пространство трех стран -- России, Белоруссии и Казахстана -- с совокупным населением 170 млн. человек представляется делом крайне выгодным, особенно России, в которой сосредоточена значительная часть производителей товаров и услуг. За счет отмены пошлин при перемещении союзных товаров между странами-участницами Таможенного союза, российским товаропроизводителям отныне будет значительно легче конкурировать с производителями из внешних стран, в первую очередь Китая и Европейского союза, на рынках Казахстана и Белоруссии. Перспективы ЕврАзЭС [Электронный ресурс]. - http://www.perspektivy.info/rus/desk/institucionalnaja_struktura_jevrazijskogo_ekonomicheskogo_soobshhestva_2010-06-30.htm, (28.03.2011)

С 1 января 2010 г. три государства живут по единым правилам в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Принят Единый таможенный тариф Таможенного союза, товары, к которым применяются нетарифные ограничения, сведены в единые списки, унифицируются правила, связанные с применением мер технического регулирования, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля. С 1 июля 2010 года введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь можно говорить о создании единого таможенного пространства на территории трех государств, входящих в Таможенный союз. Однако, не всё так гладко как хотелось бы. Начиная с момента создания, и по сей день существуют некоторые проблемы, связанные с функционированием Таможенного союза. Попытаемся в рамках данной работы проанализировать их и найти пути их решения. Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».-№ 1/2010 г., с. 8 - 10.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данном этапе формирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России существует ряд проблем, мешающих его полноценному функционированию. Также возникает вопрос - нужен ли нам Таможенный союз вообще? Попытаемся в рамках работы разобраться в проблемных вопросах и найти пути их решения.

Объект выпускной квалификационной работы - Таможенный союз, особенности его создания и функционирования, современные тенденции развития.

Предмет выпускной квалификационной работы - общественные отношения, возникающие при создании Таможенного союза.

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть значение, перспективы и особенности Таможенного союза, проанализировать проблемы создания Таможенного союза найти пути решения этих проблем.

Цели определяют задачи выпускной квалификационной работы:

1) Проанализировать структуру Таможенного союза, его основных органов и их полномочий, источников законодательства.

2) Проанализировать цели создания Таможенного союза и наиболее вероятные перспективы его развития.

3) Выявить актуальные проблемы таможенного союза и найти пути их решения.

Нормативную базу исследования составляют: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные соглашения в рамках Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон №311 от 29.12.10 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а так же нормативно - правовые акты на уровне государств-участников ТС.

Информационную базу исследования составили официальные публикации и комментарии журналов «Таможенное регулирование и Таможенный контроль», «Таможня», а так же «Российская газета», официальные интернет-ресурсы Федеральной Таможенной Службы (ФТС), Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза.