logo
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

1. Роль Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в проведении внешнеторговых операций. Международная основа Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Функционирование экономики практически любой страны предполагает импорт и экспорт многих тысяч различных видов товаров. Страны - участницы международной торговли находятся в тесном торговом сотрудничестве, что обуславливает необходимость взаимной оценки и сопоставления уровня таможенного обложения товаров пошлинами и налогами.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров, и общее число товарных позиций в тарифах развитых государств может превышать десять тысяч. Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, власти могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для определенных товаров. Иными словами, чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры тарифов резко усиливало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической.

Ранее классификация товаров в тарифах разных стран была различна. В ряде государств на начальном этапе товары классифицировались по их наименованию в алфавитном порядке. В дальнейшем от этого принципа отказались и стали применять такой порядок группировки, при котором товары стали объединяться либо по принципу происхождения (например, продукты растительного происхождения, продукты животного происхождения, минералы и т д.), либо по степени обработки -- сырье, полуфабрикаты, готовые изделия.

Тем не менее, какого-то единообразия в классификации товаров в таможенных тарифах долгое время не было -- каждая страна придерживалась своей собственной системы. В то же время развитие внешнеторговых отношений, усложнение структуры международной торговли, рост внутрифирменных поставок и другие процессы подталкивали участвующие в международном разделении труда страны к унификации таможенных норм, в том числе и принципов классификации товаров. Проблема эта встала еще до Второй мировой войны. Было разработано несколько систем классификации товаров, но они не в полной мере отвечали предъявляемым требованиям и не получили широкого распространения. В послевоенные годы стремление к унификации товарной номенклатуры в силу перечисленных выше причин объективного порядка усилилось.

Таким образом остро стояла проблема существования списка товаров, участвующих во внешнеторговом обороте, в какой-либо систематизированной форме. Этот список нужен для того, чтобы можно было легко найти, например, яблоки в группе «пишевые продукты» и автомобили в группе «машины- пли «транспортные средства» и быстро оценить применяемые к данным товарам меры регулирования.

Следует обратить внимание, что внутренняя торговля всех стран прекрасно обходится без каких либо классификаторов. Это связано с принципиальным отличием регулирования внутренней и внешней торговли.

Регулируя внутреннюю торговлю государство как правило использует такие рычаги как величина торговой наценки, прибыль и т.д. А во внешней торговле воздействие зависит прежде всего от характеристик самого товара, например нужно отличать ранний картофель от обычного. При этом каждому товару присущи свои специфические главные признаки. Без четкой системы классификации товаров упорядочить и эффективно регулировать внешнюю торговлю было бы невозможно.

Для осуществления данной задачи в 1953 г. был создан Совет Таможенного Сотрудничества (с 1995 г. - Всемирная таможенная организация), одной из первоочередных задач которого стала унификация таможенно-тарифных систем. Важнейшим направлением в деятельности Совета стало создание единой классификационной системы для обеспечения единообразия классификации товаров в национальных таможенных тарифах. С этой целью Совет разработал Конвенцию по таможенной номенклатуре и создал Комитет по номенклатуре. В 70-80-е гг. прошлого века был разработан многоцелевой классификатор -- Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Она представляет собой определенным образом систематизированное описание товаров, участвующих во внешней торговле и позволяет присвоить товару 6-ти значный цифровой код.

При создании ГС разработчики руководствовались двумя основными принципами:

Товар должен обладать самостоятельными признаками (если товар ничем не отличается от другого товара, то это тот же самый товар).

Товар должен представлять интерес для нескольких стран (поскольку речь идет о международной торговле, в которой участвуют как минимум две страны).

Попытки создания единого товарного классификатора предпринимались и ранее, до ГС. Но они не привели к созданию достаточно удобной системы классификации, получившей повсеместной распространение. Подробнее об истории создания ГС и иных систем классификации товаров будет рассказано в курсе «Таможенно - тарифное и нетарифное регулирование».

Объектом классификации ГС являются все транспортабельные, т.е. физически движимые объекты международной торговли (органы для трансплантации, например).

Услуги, недвижимость, а также информация передаваемая по средством электронной почты не являются объектом классификации (трупы людей тоже).

Каждая страна, принимавшая участие в разработке ГС вносила свои предложения, которые обсуждались экспертами и специальной рабочей группой. Вопрос об отнесении товара в ту или иную группу, присвоении товару того или иного кода, по содержанию описания товара решались простым большинством голосов.

ГС имеет ряд недостатков, заложенных при е создании. Так, страны, принявшие наиболее активной участие в формировании ГС привнесли в нее свои национальные требования в ущерб простоте.

Так очень активное участие в этом принимала Франция, и в результате в ГС огромное внимание уделено классификации такого товара как «сыр». Подробная детализация с учетом сортов и иных признаков важна для внешней торговли Франции и в меньшей степени для большинства стран.

Так же в тот период времени во Франции на большом подъеме находилась гражданская авиация (тогда же был создан знаменитый сверхзвуковой самолет «Конкорд») . В результате ГС неоправданно усложнена за счет деления многих товаров на «обычные» и «для гражданской авиации» (например, лампочки. Они конечно отличаются, но для международной торговли это не имеет принципиального значения)

Поскольку ГС включает описание всех товаров, она играет важную роль в международной торговле. После того как Конвенцию о Гармонизированной системе подписали и ратифицировали 53 страны (в том числе страны ЕС), ГС вступила в силу с 1 января 1988 г.

Страны, подписавшие Международную конвенцию о ГС обязаны применять ее в полном объеме, т.е. сохранять и своих национальных товарных, классификаторах тексты всех позиций и соответствующие им цифровые колы (код ГС состоит из 6 знаков). Это позволяет обеспечить сопоставимость статистических данных различных стран о товарах, участвующих в торговле на уровне шестизначного кодового обозначения.

Для большей детализации страны -- участницы системы могут добавлять седьмой, восьмой и более разряды. Государства, имеющие ограниченную товарную структуру. могут применять четырехразрядную разбивку с проставлением нолей в пятом и шестом разрядах.

Сегодня, по данным Всемирной таможенной организации (г. Брюссель), Гармонизированную систему используют в общей сложности более чем 200 различных стран мира, территориальных и таможенных или экономических союзов, на долю которых приходится около 98% объема мировой торговли. Республика Беларусь присоединилась к Международной Конвенции о ГС после подписания Указа Президента Республики Беларусь от 12 августа 1998 г. № 396 «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» и с 1 января 2000 года является полноправным членом этой Конвенции.

Исходя из того, что ГС призвана как можно точнее отражать всю номенклатуру товаров, участвующих в мировой торговле, учитывать изменения в технологии производства товаров или структуре международной торговли, она постоянно усовершенствуется путем внесения в нее поправок. Кроме того, страны, подписавшие Конвенцию о ГС, вносят свои предложения, изменения, уточнения в Номенклатуру ГС с целью более четкого толкования и однозначного применения принципов классификации данной Номенклатуры. В результате ГС с периодичностью раз в 4-5 лет претерпевает изменения, которые должны быть в обязательном порядке внесены членами Конвенции в свои национальные классификаторы.

Сейчас действует 4-ое издание ГС, вступившее в силу с 1 января 2007г.. РБ потребовался год на ее адаптацию и перевод. Очередное переиздание ГС планируется на 2012 год.

На основе Гармонизированной системы построена применяемая в настоящее время Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. (ЕТН ВЭД ТС). Этому вопросу посвящена глава 6 ТК ТС. В частности, ст. 51 «Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности» определяет:

1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств.

2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза.

3. Решения о внесении изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией таможенного союза на основании предложений таможенных служб государств-членов таможенного союза в установленном порядке.

4. Техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, в том числе:

1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;

3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и пояснений к ней;

5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.