logo
Временное хранение товаров

2.1 Временное хранение товаров на складе получателя

Как правило, в научной литературе временное хранение товаров не подразделяется на виды. Однако для удобства рассмотрения некоторых положений, касающихся нормативного регулирования данного института в зависимости от осуществляющего соответствующую деятельность субъекта мы решили выделить два отдельных вида временного хранения: временное хранение на складе получателя и на складе таможенных органов. Данный раздел будет посвящен рассмотрению первого из заявленных видов.

Прежде всего, стоит сказать, что данный вид регулируется только на уровне национального законодательства. При этом соответствующие нормы Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" являются сходными с положениями статьи 117 Таможенного кодекса 2003 года.

Временное хранение на складе получателя товаров допускается только в строго определенных законом случаях. В соответствии с частью 1 статьи 200 ФЗ № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года, таких случаев всего два:

1) необходимость временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует СВХ, приспособленный для хранения таких товаров;

2) случай, когда получателем товаров являются государственные органы или учреждения.

Ранее таможенное законодательство также предусматривало временное хранение товаров на складе получателя при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц См. : Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ : по состоянию на 27.11.2010. - Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс».. Однако сейчас в условиях модернизации национального государственного регулирования в области таможенного дела от этого условия отказались.

Вкратце рассмотрим основные особенности данного вида временного хранения товаров:

1. При выдаче соответствующего разрешения таможенный орган вправе потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, если получателем товаров являются государственные органы или учреждения. Данное положение является примером здорового правопреемства действующего таможенного законодательства.

2. На складе временного хранения получателя не допускается хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам. Это положение также дублирует нормы части 3 статьи 117 Таможенного кодекса Российской Федерации. Существование указанного требования вполне целесообразно и отвечает назначению и случаям применения исследуемого вида временного хранения.

3. В соответствии с частью 4 статьи 200 ФЗ "О таможенном регулировании" "получатель товаров обязан обеспечить сохранность товаров, недопущение совершения с товарами операций без разрешения таможенных органов. Таможенные органы вправе в целях предотвращения подмены товаров либо совершения с ними неразрешенных операций осуществлять наложение пломб и печатей на упаковку товаров либо помещения, где они будут храниться" О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ. - Указ. изд..

Таким образом, согласно вышеуказанным положениям на получателя товаров возлагается обязанность владельца склада временного хранения, предусмотренная пунктом 2 статьи 26 Таможенного кодекса Таможенного союза. В данном отношении мы считаем целесообразным возложить на получателя товаров также и другие обязанности, предусмотренные этой статьей с определенными изъятиями. В частности, например к данному субъекту не могут применяться положения пункта 6 указанной статьи в силу объективных причин.

4. В соответствии с положениями части 5 статьи 200 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность об этих товарах. Согласно положениям части 5 статьи 177 данного нормативного правового акта, такая отчетность представляется в таможенные органы в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо без нее с предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью.

Здесь также стоит сказать, что отдельные требования к содержанию такой отчетности устанавливаются частями 6 и 7 статьи 177 ФЗ № 311-ФЗ. Мы не будем подробно на них останавливаться.

5. Мерой ответственности за нарушение требований таможенного законодательства к содержанию склада получателя товаров, используемого для их временного хранения, в том числе является возникновение у данного субъекта обязанности уплатить таможенные пошлины и налоги, что предусматривается частью 3 статьи 172 ТК ТС. При этом такая ответственность может быть наложена на получателя товаров в двух основных случаях: при утрате товаров и при их передаче третьим лицам без разрешения таможенных органов.

В завершение рассмотрения данного вопроса можно сделать вывод о том, что временное хранение товаров на складе получателя - это важный и востребованный на практике вид временного хранения, который, однако, на данный момент регулируется, на наш взгляд, недостаточно жестко. Ранее в отношении такого склада и его владельца применялись требования практически идентичные с теми, которые предъявлялись владельцу склада временного хранения. Мы считаем данное положение логичным и оправданным с практической точки зрения. При этом, безусловно, необходимо учитывать развитие современного наднационального права и действие принципа разумности.