logo
Внедрение системы предварительного информирования как средство оптимизации перемещения товаров через таможенную территорию Таможенного союза

1.1 Понятие об инновациях в таможенной сфере

Использование таможенных инноваций при таможенном регулировании ВЭД является одной из ключевых признаков современной организации государственного управления. Данная позиция отражена в публикациях таких международных организаций, как Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной таможенной организации (ВТаО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка. Основные принципы осуществления таможенного администрирования в современных условиях нашли свое отражение в концепции «Таможня в 21-м веке», разработанной ВТаО в 2008 году. Концепция включает в себя 10 блоков - разделов (рисунок 1.1.1.).

Основой реализации блоков 1-3, 5 концепции ВТаО «Таможня в 21-м веке» (C21) являются таможенные инновации. Их использование при таможенном администрировании также отражено в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (параграф 6.2.Рекомендации в отношении ИКТ, содержащиеся в Киотской конвенции): стандарты 7.1, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к пересмотренной Киотской конвенции обязывают таможенные администрации применять при организации своей работы информационные и коммуникационные технологии, включая использование технологий Интернет-торговли [21, с.37].

Рисунок 1.1. Основные принципы осуществления таможенного администрирования согласно концепции ВТаО «Таможня в 21-м веке»

Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году, в 2005 году данные стандарты были приняты ФТС России [16]. Данный юридически необязательный документ содержит стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом.

Четыре основных элемента Рамочных стандартов ВТаО представлены на рисунке 1.1.2.

Согласно стандарту 6 п. 3.2 Рамочного стандарта по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле, таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках. Своевременность дает возможность адекватно оценить имеющий место риск. В целях реализации данного положения Стандарта была разработана Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденная Приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192 [3].

Рисунок 1.1.2. Основные элементы Рамочных стандартов ВТаО [22, с.48]

В рамках данной концепции предполагается создание единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (предварительная информация) и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций. Технология предварительного информирования заключается в представлении таможенным органам до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию сведений об этих товарах и транспортных средствах в электронной форме, необходимых для их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

С 1 января 2009 года в рамках реализации Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации начато полномасштабное использование предварительной информации о товарах и транспортных средствах, предоставляемой не только заинтересованными участниками ВЭД, но также и таможенными службами стран КЭС (Комиссией Европейских сообществ) [10].

Для распространения применения при совершении таможенных операций технологии предварительного информирования в начале 2010 года ФТС России был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, который обеспечивает участнику ВЭД возможность представления в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет (адрес: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx). Данная услуга является бесплатной. На портале по представлению предварительной информации реализована возможность как интерактивного заполнения форм документов, так и возможность передачи этих документов в виде файлов определенного формата соответствующих форм электронных документов, которые опубликованы на сайте ФТС России.

Возможность предоставления предварительной информации может быть обеспечена не только российским организациям, но и любому другому заинтересованному лицу. Условия пользования порталом стандартны и не предъявляют никаких дополнительных требований к защите информации и наличию электронной цифровой подписи. Все полученные данные передаются в информационную систему таможенных органов, и защита полученных сведений обеспечивается ее внутренними средствами.

1.2 Сущность информационной системы предварительного информирования

Вопросы применения технологий предварительного информирования рассмотрены в работах ряда ученых. В научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению таможенных технологий. В работе А.В. Миретина таможенные технологии [13, с.45] рассматриваются как способ обеспечения надежности таможенного контроля и содействия ускорению товарооборота через таможенную границу России посредством использования таможенных технологических средств в ходе технологических процессов таможенной деятельности. В работе Д.Л.Александрова [5, с.115] инновационные таможенные технологии рассматриваются в качестве инструментов системы информационно-государственного управления в деятельности таможенной службы России. Несмотря на разные представления о роли инновационных таможенных технологий в таможенном администрировании, ряд ученых отмечают их сложный и комплексный характер.

В своей работе Д.Л. Александров, рассматривая инновационные таможенные технологии в качестве инструментов системы информационно-государственного управления, подчёркивает их комплексный характер и связывает их функционирование с одновременным и согласованным использованием информационных, технических, организационных, правовых, социально-психологических и других методов и инструментов управления. Из всей системы компонентов, определяющих функционирование инновационных таможенных технологий, ключевую роль играют процессы получения, накопления, распространения новых знаний в целях их применения при организации таможенного контроля. Особенности и характеристики таможенной информации, а также необходимость получения результатной информации в целях поддержки принятия решений в процессе таможенного контроля представлены в работах Сабанин С.Н., Коврижных А.Ю. [17,с.167], Е.В.Зыбиной [9, с.49], Л.В. Сорокиной [20, с.108].

С.Н. Сабанин отмечает, что таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Поэтому важную роль в таможенной службе играет информационная система управления и информационная технология. Информационная система управления представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенной для обработки информации и принятия управленческих решений. Информационная же технология -- это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, способствующая снижению трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. Алгоритм и методология проведения анализа информации при применении инновационных таможенных технологий определяются особенностями объекта таможенного контроля.

Так, Е.В.Зыбиной [9, с.49] рассмотрено применение таможенных технологий при осуществлении валютного контроля товаров. В основе аналитической программы предусматривается комплексное внедрение методик валютного контроля таких, как методика моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций; методика сопоставления сведений об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций за эти товары в разрезе стран и участников ВЭД; методика статистической оценки процессов идентификации на основе сопоставления данных о предполагаемых нарушениях и реальных сведений о проведении целевых проверок.

Сложный и комплексный характер организации функционирования инновационных таможенных технологий определяет разнохарактерность проблем их функционирования. Однако в качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов считаем отсутствие единого информационного пространства между таможенными органами, иными государственными органами и участниками ВЭД.

Основными направлениями повышения эффективности осуществления таможенного контроля с помощью инновационных таможенных технологий является:

1) Согласно Е.В.Зыбиной - обеспечение электронного документооборота между таможенными органами разных уровней, интеграция автоматизированной системы с аналитическими программными средствами, используемыми в таможенных органах и включающими современные математические методы анализа и поддержки принятия решений, методы анализа структурных сдвигов и моделирования ситуаций.

2) Согласно Д.Л.Александрова - модернизации единой автоматизированной информационной системы таможенных органов применительно к технологиям интернет-декларирования и удаленного выпуска.

На основании аналитического обзора литературы по имеющимся в настоящее время подходам к исследованию применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования можно сформулировать следующие выводы:

1) основная функция данных технологий заключается в сборе, хранении, обработке, выводе и распространении информации, способствующих принятию решения при организации таможенного контроля;

2) большая часть работ посвящена исследованию технологии электронного декларирования товаров, вопросы применения технологий предварительного информирования и удаленного выпуска не исследованы в должном объеме;

3) в качестве основного направления повышения эффективности применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования выступает создание интегрированной межведомственной информационной системы, при этом вопросы развития автоматизированной аналитической системы обработки информации рассмотрены недостаточно, что не позволяет в условиях неуклонного роста объемов первичной информации ожидать резкого прироста результативной информации, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения;

Итак, методы повышения качества таможенных услуг представлены в работах ряда ученых, но несмотря на значительный интерес ученых к этим проблемам, не нашли достаточно четкого и полного отражения вопросы оценки эффективности применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования, что не позволяет адекватно воспринимать результаты их применения и определять наиболее слабые места, чтобы провести мероприятия по их устранению.

2. Анализ практики применения системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза

2.1 Порядок информационной системы предварительного информирования

Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза - технологический процесс, в ходе которого участниками внешнеэкономической деятельности формируется и передается таможенным органам в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза в пограничных пунктах пропуска, которая в дальнейшем используется таможенными органами для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

Применение технологии предварительного информирования позволяет решить следующие задачи:

- усовершенствовать систему таможенного администрирования, минимизировав время выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- повысить оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;

- создать эффективный механизм обеспечения безопасности Российской Федерации.

Представление предварительной информации таможенным органам о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза участниками ВЭД в настоящее время возможно следующими способами:

- с использованием сетей Интернет через Портал электронного представления сведений (www.edata.customs.ru), ссылка на который также имеется на официальном сайте ФТС России www.customs.ru, причем внесение сведений участником ВЭД возможно как вручную, так и при помощи загрузки с внешнего носителя XML-сообщения, содержащего предварительную информацию;

- с использованием программных средств, сертифицированных ЦИТТУ ФТС России, список которых размещен на официальном сайте ФТС России в разделе «Электронное представление сведений» - «Реестр свидетельств о проведении испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронной форме в целях таможенного оформления товаров».

Описание технологии:

Этап 1. Регистрация предварительной информации.

Любое заинтересованное лицо не менее чем за 2 часа до пересечения таможенной границы Таможенного союза представляет таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению.

При регистрации предварительной информации документам присваивается уникальный регистрационный идентификатор. Данный идентификатор должен использоваться заинтересованным лицом в качестве идентификаторов товарной партии при совершении таможенных операций в пограничном пункте пропуска.

Этап 2. Представление идентификатора в месте пересечения

Перевозчик представляет документы и сведения, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также сведений об идентификационном номере. При этом уполномоченное лицо пограничного таможенного органа осуществляет регистрацию факта прибытия на таможенную территорию ТС и:

- формирует по идентификационному номеру с использованием штатных программных средств запрос о наличии в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов (ЦБД), функционирующей в ЦИТТУ ФТС России, информации о товарах;

- осуществляет в случае наличия в ЦБД информации о товарах проверку соответствия сведений, указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, полученной информации о товарах.

Этап 3. Формирование транзитной декларации и убытие

Уполномоченное должностное лицо пограничного таможенного органа формирует с использованием штатного программного средства на основании информации о товарах, а также сведений, содержащихся в транспортных и товаросопроводительных документах, электронную копию транзитной декларации. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается перевозчику не позднее 15 минут с момента приема документов.

Подробное описание сценариев процесса приведено в спецификации интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования, которая размещена на официальном сайте ФТС России в разделе «Электронное представление сведений» - «Техническая документация» - «Предварительное информирование»

Представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:

- товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

- товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

- товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза;

- товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- воинских грузов.

Поданная предварительная информация хранится в базе данных предварительной информации не менее 30 суток с даты присвоения идентификационного номера.

Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется.

17 июня 2012 года на таможенной территории Таможенного союза введена обязательность предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом определена Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Указанное Решение принято в целях минимизации рисков нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, а также совершенствования и ускорения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля.

Согласно положениям принятого Решения, уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или другие заинтересованные лица должны представлять информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

17 июня 2012 г. на всей территории Таможенного союза (ТС) введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Подавать предварительную информацию на товары, ввозимые автомобильным транспортом, из программы заполнения &«Альта-ГТД» (версия PRO) или бесплатной программы «Альта-ПИ» можно не только в Российскую Федерацию, но и в Республику Беларусь.

Схема предварительного информирования приведена на рисунке 2.1.1.

?????????? ????????????? ??????????????

Рисунок 2.1.1. Схема предварительного информирования [24]

Заинтересованное лицо в программе «Альта-ГТД» (версия PRO) (или «Альта-ПИ») заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования России или Беларуси. После успешной передачи документа в систему предварительного информирования, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера.

При регистрации предварительного информирования в ФТС России отправитель получает штрих-код с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрих-кодом можно распечатать или сохранить в виде изображения.

Получив штрих-код или УИНП, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

2.2 Практика применения системы предварительного информирования на примере Северо-Западного таможенного управления

В таможенных органах Северо-Западного таможенного управления предварительная информация в 2012 году использовалась в основном в автомобильных пунктах пропуска для выдачи разрешения на таможенный транзит товаров и транспортных средств (всего 641 955 случаев). Из них 37 841 (5,89%) приходится на сведения, полученные от Комиссии Европейских сообществ. В 233 056 случаях использовалась предварительная информация, поданная участниками ВЭД через портал ФТС России, что составило 36,30% от общего числа предварительной информации. Больше всего случаев использования предварительной информации - 371 058, или 57,80%, приходится на данные, полученные в соответствии с порядком, определенным приказом ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"».

В таможенных органах Северо-Западного таможенного управления в первом квартале 2013 года предварительная информация в 156 035 случаях использовалась для выдачи в автомобильных пунктах пропуска разрешения на таможенный транзит товаров и транспортных средств.

От общего числа предварительной информации на долю использования предварительной информации, поданной участниками ВЭД через портал ФТС России, приходится 90 624 (58,08%).

В 65 411 (41,92%) случаях использовалась предварительная информация, полученная в соответствии с порядком, определенным приказом.

Основными преимуществами реализации технологии предварительного информирования в электронной форме является:

1. Сокращение времени совершения таможенных операций в пунктах пропуска при одновременном сохранении эффективности организации таможенного контроля за счет анализа предварительно поданной информации о товарах (возможность заранее определять объекты, подлежащие контролю, выявить признаки возможного нарушения таможенного законодательства);

2. Осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений до прибытия судна в пункт пропуска и принятие предварительных решений в отношении ввозимых товаров;

3. Сокращение коммерческих и транспортных издержек участников ВЭД за счет возможности применять упрощенный порядок помещения под процедуру таможенного транзита, минуя помещение на склад временного хранения.

Наличие данных преимуществ способствовало распространению практики предварительной информации на иные, помимо автомобильного, виды транспорта. В первую очередь речь идет о морских перевозках, доля которых в международном контейнерообороте достигает 95% [18].

Доля морских перевозок по Северо-Западному региону от общего объема составляет по импорту - 71%, по экспорту - 65% (рисунок 2.2.1).

Рисунок 2.2.1. Объемы перемещения товаров различными видами транспорта при их импорте (а) и экспорте (б)[18]

В настоящее время ФТС России проводит эксперимент по внедрению технологии предварительного информирования в морских пунктах пропуска.

Подготовка к введению новой таможенной технологии началась в 2011 года на Дальнем Востоке на таможенных постах Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен, затем в Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления.

К концу первого квартала 2013 года аналогичный высокий уровень - 100% предварительного информирования - был достигнут и в морском порту Сочи и порту Сочи Имеретинский (Сочинская таможня), в морском порту Выборг (Выборгская таможня) [14].

В настоящее время к работе эксперимента, проводимого в регионе деятельности Балтийской таможни, привлечены следующие перевозчики: Hyundai, CMA CGM, Conteinerships, APL, Maersk, «Петромар», «Астра Шиппинг». За 2013 год Кронштадтским таможенным постом Балтийской таможни принято следующее количество сообщений предварительного информирования (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1?Количество сообщений предварительного информирования, поданных на Кронштадтском таможенном посту Балтийской таможни

Предварительное информирование

324, из них: Conteinerships, Hyundai Merchant Marine, CMA CGM

Всего приходов:

465

из них документальный контроль (без выхода на борт судна)

445

с выходом на борт судна

20

Перевозчики подают предварительную информацию не только о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза морским транспортом, но и о судне (ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза). На основании анализа данных сведений ДЛТО принимает предварительное решение по каждой товарной партии о применении следующих форм таможенного контроля: таможенный осмотр, таможенный досмотр, осмотр с применением ИДК, осмотр с применением средств радиационного контроля. Также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 394-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» принимает предварительное решение о разрешении/запрете выгрузки товара с борта судна. После принятия предварительного решения по каждой товарной партии товара, принимается итоговое решение по всему судну, которое посредством информационной системы таможенных органов отправляется лицу, направившему предварительную информацию.

Итак, предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза - технологический процесс, в ходе которого участниками внешнеэкономической деятельности формируется и передается таможенным органам в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза в пограничных пунктах пропуска, которая в дальнейшем используется таможенными органами для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

Применение технологии предварительного информирования позволяет решить следующие задачи:

- усовершенствовать систему таможенного администрирования, минимизировав время выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- повысить оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;

- создать эффективный механизм обеспечения безопасности Российской Федерации.

Представление предварительной информации таможенным органам о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза участниками ВЭД в настоящее время возможно следующими способами:

- с использованием сетей Интернет через Портал электронного представления сведений (www.edata.customs.ru), ссылка на который также имеется на официальном сайте ФТС России www.customs.ru, причем внесение сведений участником ВЭД возможно как вручную, так и при помощи загрузки с внешнего носителя XML-сообщения, содержащего предварительную информацию;

- с использованием программных средств, сертифицированных ЦИТТУ ФТС России, список которых размещен на официальном сайте ФТС России в разделе «Электронное представление сведений» - «Реестр свидетельств о проведении испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронной форме в целях таможенного оформления товаров».

3. Рекомендации по совершенствованию применения системы предварительного информирования

Технологии предварительного информирования относятся к инновационным таможенным технологиям, под которыми понимается использование новых или значительно улучшенных приёмов, способов и методов применения средств вычислительной техники при поиске, сборе, хранении, обработки и предоставления информации о товарах и транспортных средствах, направленных на повышение качества и эффективности таможенной деятельности, а также соблюдение таможенного и иного законодательства. Функционирование инновационных таможенных технологий является целенаправленной системой мероприятий по их разработке, внедрению и реализации.

Данная комплексность придает особую сложность методам и приемам управления инновационными таможенными технологиями. Они не только определяют новые формы и методы воздействия при организации таможенного контроля, но и наполняют новым содержанием сам процесс управления, придавая ему новое содержание и стратегическую направленность. Поэтому магистральным направлением повышения эффективности функционирования инновационных таможенных технологий, является совершенствование их информационного обеспечения, а также развитие методов оценки качества их функционирования.

П.Н.Афонин [7, с.29], В.В. Кашковский [11,с.47] в качестве структурирующих элементов информационного обеспечения и автоматизации управления таможенной деятельности выделяют модель целевых процессов таможенной деятельности, в составе которой выделяют три группы процессов:

1) стратегические процессы;

2) обеспечивающие процессы;

3) операционные процессы.

В группу стратегических процессов включены главные управленческие процессы, такие как управление стратегическим развитием и стратегия управления рисками, которые несут скорее косвенную ценность, проявляющуюся со временем, в среднесрочной перспективе.

В группу обеспечивающих процессов включены процессы, которые являются межфункциональными и поддерживают как стратегические, так и операционные процессы.

Группа операционных процессов представляет собой ключевые процессы, связанные с основной деятельностью таможенных органов.

Для принятия обоснованных решений при организации таможенного процесса необходим большой массив информации, адекватно описывающий состояние процессов внешнеэкономической деятельности и риски рыночной среды. Решающим фактором успешного осуществления таможенного контроля является информация и формирующиеся на ее основе знания, которые являются основой эффективно действующих инновационных таможенных технологий.

Информация является одним из первостепенных ресурсов таможенных органов и ее использование в значительной степени зависит от состояния и эффективности использования информационного ресурса. Эффективное ее использование при организации таможенного контроля -- основная цель информатизации таможенной деятельности. Достигнуть её возможно, решив две взаимосвязанные проблемы:

1) создать действенную систему сбора и обмена полной и актуальной информацией;

2) внедрить прогрессивные формы, методы и средства преобразования потребляемой в процессе таможенного контроля информации. Указанные проблемы в условиях информационной перенасыщенности можно решить, только активно применяя современные инновационные таможенные технологии, которые являются одним из прогрессивных элементов организации таможенного контроля.

Сбор и обмен информацией осуществляется посредством комплексов программных средств таможенных органов. Перечень необходимых для представления таможенным органам сведений о товарах определяется таможенным законодательством Таможенного союза (Таможенный кодексом Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии), законодательством государства - члена Таможенного союза (Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказами и распоряжениями ФТС России и т.д.), а также международным таможенным законодательством. Набор сведений о товарах определяется:

1) спецификой товара (например, подконтрольные товары, подлежащие досмотру (осмотру) должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, подакцизные товары (ст. 181 Налогового кодекса РФ, международные почтовые отправления, энергоносители, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи и др.);

2) видом транспорта, на котором осуществляется перемещение товара через таможенную границу (гл. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза [108]);

3) этапом совершения в отношении товаров таможенных операций (прибытие товаров на таможенную территорию, убытие товаров с таможенной территории, таможенный транзит, временное хранение, декларирование товаров);

4) таможенной процедурой, под которую помещается товар.

На каждом этапе совершения в отношении товаров таможенных операций применяется свой комплекс программных средств.

Программное обеспечение таможенных органов разнообразно, оно включает программные средства контроля за совершением таможенных операций и таможенного контроля, такие как комплексная автоматизированная система таможенного оформления АИСТ-М (КАСТО АИСТ-М), различные базы данных, используемые для контроля. Основная задача данных программных комплексов заключается в сборе, хранении и обмене между подразделениями информацией о товарах, поступившей в информационную систему таможенных органов на различных этапах совершения в отношении товаров таможенных операций.

Таким образом, совершенствование технологий предварительного информирования основывается на следующих принципах:

- минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, государственных органов и участников ВЭД при совершении таможенных операций и организации таможенного контроля;

- использование единых технологий, форматов и регламентов информационного взаимодействия органов государственной власти с участниками ВЭД в процессе осуществления таможенных операций;

- применение унифицированных программно-технических средств для обеспечения информационного взаимодействия между существующими и вновь создаваемыми информационными системами государственных органов, а также при обеспечении регламентированного доступа к данным системам в процессе совершения таможенных операций участников ВЭД посредством предоставления сведений через портал электронного представления данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы повышения качества таможенных услуг представлены в работах ряда ученых, но несмотря на значительный интерес ученых к этим проблемам, не нашли достаточно четкого и полного отражения вопросы оценки эффективности применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования, что не позволяет адекватно воспринимать результаты их применения и определять наиболее слабые места, чтобы провести мероприятия по их устранению.

Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза - технологический процесс, в ходе которого участниками внешнеэкономической деятельности формируется и передается таможенным органам в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза в пограничных пунктах пропуска, которая в дальнейшем используется таможенными органами для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

Технологии предварительного информирования относятся к инновационным таможенным технологиям, под которыми понимается использование новых или значительно улучшенных приёмов, способов и методов применения средств вычислительной техники при поиске, сборе, хранении, обработки и предоставления информации о товарах и транспортных средствах, направленных на повышение качества и эффективности таможенной деятельности, а также соблюдение таможенного и иного законодательства. Функционирование инновационных таможенных технологий является целенаправленной системой мероприятий по их разработке, внедрению и реализации.

Совершенствование технологий предварительного информирования основывается на следующих принципах:

- минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, государственных органов и участников ВЭД при совершении таможенных операций и организации таможенного контроля;

- использование единых технологий, форматов и регламентов информационного взаимодействия органов государственной власти с участниками ВЭД в процессе осуществления таможенных операций;

- применение унифицированных программно-технических средств для обеспечения информационного взаимодействия между существующими и вновь создаваемыми информационными системами государственных органов, а также при обеспечении регламентированного доступа к данным системам в процессе совершения таможенных операций участников ВЭД посредством предоставления сведений через портал электронного представления данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 50. - ст. 6615.

3. Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации [Электрон.ресурс]: приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 192. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59097/ (дата обращения 20.02.2015).

4. О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 года.

5. Александров Д.Л. Механизмы и инструменты информационно-государственного управления в таможенной системе РФ / Д.Л.Александров // Журнал «Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012.- № 4.- С. 111-115

6. Атрошенко И.И., Баутина В.А., Кузьмина В.М. Приоритетные задачи таможенной политики России на современном этапе // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2015 материалы V Международной молодежной научной конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. - 2015. - С. 52-55.

7. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: курс лекций/ П.Н. Афонин. - СПб.: Санкт-Петербургский им. В.Б.Бобкова филиал РТА, 2006. - 202 с.

8. Витюк В.В., Федоренко К.П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 7. - С. 63-88.

9. Зыбина Е.В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий / Е.В. Зыбина // Журнал «Транспортное дело России». - М., 2010. - № 1.- С. 48-52

10. Интервью первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Руслана Давыдова газете «Российская бизнес-газета» № 820 (38) от 25.10.2011 г. [Электрон.ресурс]: официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=26&Itemid=1851 (дата обращения 23.01.2012)

11. Кашковский В.В. Информационные таможенные технологии: учебное пособие / В.В. Кашковский. - Иркутск :ИрГУПС, 2013. - 96 с.

12. Конник Н., Невешкина Е. Таможенное дело. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2014. - С. 109.

13. Миретин А.В. Управление развитием таможенных технологий: региональный аспект: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Миретин Александр Васильевич. - М., 2010. - 193 с.

14. Преимущества предварительного информирования [Электрон.ресурс]: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления. - Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11996:2013-07-05-06-1735&catid=181:2011-09-15-06-14-40&Itemid=113 (дата обращения 23.01.2012).

15. Пузынин К.Е. Контроль таможенной стоимости товаров в условиях предварительного таможенного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 1 (30). - С. 137-140.

16. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс]: Официальный сайт информационно-консультационного Портала «Виртуальная таможня». - Режим доступа: http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=9&action=show&id=323 (дата обращения 20.02.2015).

17. Сабанин С.Н. Корпоративная стратегия инновационного развития информационных технологий / С.Н.Сабанин, А.Ю.Коврижных // Журнал «Ученые записки российского государственного социального университета». - М., 2010. - № 2.- С. 167-168

18. Северо-Западный контейнерооборот [Электронный ресурс]: Официальны сайт информационно-консультационного Портала "Виртуальная таможня". - Режим доступа: http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=42&action=show&id=12001 (дата обращения 23.01.2012).

19. Сидоров В. Таможенное право. Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - С.244.