logo
Совершенствование применения электронного декларирования в таможенных органах

2. Основные виды таможенных информационных технологий, используемых при электронном декларировании

Развитие новых информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов. Эта работа начала осуществляться осуществляется в соответствии с решениями президента и правительства РФ, приказом ФТС от 12.04.2010 № 752, утвердившего решение коллегии ФТС от 12 марта 2010 г., внедрение информационных технологий таможенного оформления было определено в качестве приоритетной задачи на 2010 г. В настоящее время наиболее активно применяются следующие таможенные информационные технологии: предварительное информирование таможенных органов, электронное декларирование товаров с использованием сети Интернет, удалённый выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования. Предварительное информирование. В соответствии с концепцией развития таможенных органов, утверждённой в 2005 г., одним из перспективных направлений работы таможенных органов является развитие системы предварительного информирования. Концепция системы предварительного информирования утверждена приказом ФТС от 10 марта 2006 г. № 192.

Основными целями создания системы предварительного информирования таможенных органов являются: ускорение внешнеэкономического товарооборота, в том числе за счёт ускорения прохождения таможенных формальностей в пунктах пропуска через госграницу; минимизация угроз для национальной экономической безопасности РФ, реализуемой частной задачи путём анализа товаропотоков в пунктах пропуска путём анализа товаропотоков в пунктах пропуска на основе управления рисками. Первым этапом реализации концепции можно считать практическую реализацию договорённости о получении предварительной информации о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на территорию РФ, из государств - членов ЕС. С начала 2010 г. таможенными органами получено около 926 тыс. сообщений с использованием программных средств, обеспечивающих получение предварительной информации.

Необходимо понимать, что чем выше объём представленной предварительной информации, тем меньше времени требуется на прохождение таможенных формальностей при пересечении государственной границы, а значит, увеличивается пропускная способность в пунктах пропуска и в конечном итоге растёт товарооборот между Россией и сопредельными странами. Однако до настоящего времени полнота сведений, представляемых странами ЕС, не позволяет использовать информацию в полном её объёме для регистрации сообщений о прибытии товаров и транспортных средств. Параллельно развивается предоставление предварительной информации заинтересованными лицами. Предварительная информация о товарах может поступать от заинтересованных лиц, то есть декларантов, перевозчиков посредством интернет - декларирования.

Заинтересованными лицами с начала 2010 г. было подано около 73 тыс. сообщений о предварительной информации, около 55 тыс. из которых было использовано при регистрации сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на территории РФ. Для достижения целей создания системы предварительного информирования в настоящее время ФТС введён в опытную эксплуатацию портал "Электронное представление сведений". Целями создания портала ФТС является обеспечение возможностей предоставления участникам ВЭД или иными заинтересованными лицами в электронной форме информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы на основе сети Интернет.

Программный продукт, обеспечивающий получение и использование таможенными органами предварительной информации о товарах и транспортных средствах, внедрён и применяется более чем в 550 таможенных органах. Его внедрение существенно повышает активность и аналитические возможности таможенных органов.

По итогам сказанного можно сделать вывод: система предварительного информирования активно развивается как со стороны нормативного регулирования, так и со стороны информационно-технического обеспечения.

Как уже говорилось ранее, первая интернет - декларация была выпущена в сентябре 2008 г., а масштабное внедрение интернет-декларирования началось в сентябре 2009-го. Таможенные органы готовились к интернет-декларированию путём внедрения транспортно-логистической системы таможенных органов на уровне РТУ и таможен, а также комплексных испытаний программных средств, по результатам которых принималось решение о включении таможенного поста в перечень таможенных органов, имеющих обеспечение для применения электронной формы декларирования с использованием сети Интернет. В настоящее время обеспечено 100%-ая готовность всех таможенных органов к интернет-декларированию. Доля таможенных деклараций, оформляемых с использованием сети Интернет, на ноябрь этого года составляла 99,88%.

Сегодня применение интернет-декларирования возможно в отношении товаров, помещаемых под следующие таможенные режимы: переработка вне таможенной территории, переработка на таможенной территории, реимпорт, режим свободной таможенной зоны, переработка для внутреннего потребления, реэкспорт, выпуск для внутреннего потребления.

Причины, препятствующие широкому распространению электронной формы декларировании среди участников ВЭД: часть организации не имеет собственных информационных систем, документооборот осуществляется в бумажном виде; среди участников ВЭД существенную долю составляет мелкий и средний бизнес, для которого затратна организация электронного декларирования; доступ к Интернету на территории РФ распределён неравномерно; сложилась устойчивая традиция использования бумажных технологий.

На постоянной основе осуществляется доработка форматов электронной формы в части расширения перечня документов, представляемых в формализованном виде, спецификация интерфейсов в части реализации электронной формы декларирования таможенных режимов и процедур.

Удалённый выпуск товаров. На базе электронного декларирования стало возможным приступить к технологии удалённого выпуска товаров, основанной на использовании интернет-декларации. Основой технологии удалённого выпуска является принцип разделения процесса таможенного оформления на документальный и фактический контроль, который осуществляется различными таможенными органами. Должностное лицо внутреннего таможенного органа, в который подаётся таможенной декларация в электронной форме с использованием Интернета, на складе временного хранения при приёме декларации выполняет обработку сведений, заявленных в электронной декларации, а должностное лицо приграничного таможенного органа - контроль транспортных средств, сопроводительных документов и при необходимости товара. Информационное взаимодействие между таможенными органами выполняется в соответствии со спецификацией интерфейса системы представления сведений в электронной форме. Изначально разработка этой технологии преследовала следующие цели: сокращение потока большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в пунктах таможенного контроля; сокращение документооборота при таможенном оформлении и таможенном контроле; исключение оформления процедуры внутреннего таможенного транзита; перераспределение и оптимизация нагрузки на таможенные органы; сокращение финансовых расходов участников ВЭД; уменьшение общего времени оформления таможенной декларации.