Антидемпинговые таможенные пошлины и порядок их применения

контрольная работа

1.1 Характеристика и основные аспекты антидемпинговых таможенных пошлин

Антидемпинговые таможенные пошлины - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в ст. 9 Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993. - № 5003-1 (ред. от 24.11.2014)[6] Антидемпинговые таможенные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если их ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в РФ.

Дополнительная импортная пошлина, направленная на борьбу с искусственно заниженными ценами на определенный товар (группу товаров), с целью захвата рынка может называться антидемпинговой, специальной компенсационной или защитной. Впрочем, суть ее от этого не меняется. Вступление России в ВТО породило рост количества подзаконных актов вводящих специальные защитные и антидемпинговые пошлины на ряд товаров, происходящих из некоторых стран, например на некоторые виды металлопроката из Китая[32, С. 11].

И в этом нет ничего нового, к примеру, Китай сравнительно недавно (30.12.2004 г.) отменил подобную антидемпинговую пошлину в отношении холоднокатаной углеродистой стали, поставляемой из России, которая действовала на протяжении пяти лет. Будем надеяться, что для нашей страны введение антидемпинговых пошлин будет столь же эффективной мерой защиты как для Китая.

Обычно антидемпинговая пошлина распространяется на ограниченный перечень стран. Иногда размер пошлины зависит от того в какой стране он был произведен (страны происхождения): для одних стран предусмотрена одна ставка, для других - иная. В случае если в отношении импортируемого товара возникает вопрос о применении или неприменении антидемпинговой пошлины сертификат формы А может сыграть решающую роль, поскольку является главным официальным документом, подтверждающим, что товар произведен именно в той стране, из которой он ввезен[21, С. 27].

Помимо антидемпинговых пошлин существуют более изощренные способы ограничения импорта товаров - лицензирование импорта, квотирование (ограничение объемов ввоза товаров). Ниже приводятся наиболее яркие примеры:

- утилизационный сбор на ввозимые автомобили иностранного производства, введенный с 1.09.2012 г., который привел к удорожанию импортных грузовых автомобилей в среднем на 20-25 %.

- антидемпинговая пошлина была введена в отношении труб из нержавеющей стали (коды ТН ВЭД 7304 группы) в размере 9,9 %, но не менее 1500 долларов США за тонну (Решение Комиссии ТС от 23.08.2012. - № 143 (ред. от 26.11.2013))[7]. Это увеличило их стоимость как минимум на 25 % (по некоторым типам стали до 35 %). Когда и это не принесло желаемого результата, было введено квотирование - ограничение объемов ввоза (Решение Коллегии ЕЭК от 23.08.2012. - № 143 (ред. от 26.11.2013))[7], которое практически устранило большинство мелких и средних игроков на данном рынке. В конце концов, чиновники видимо решили добить импорт этой группы товаров введением антидемпинговой пошлины на холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали код ТН ВЭД 7304410009 в размере 19,15 % сроком до 2018 года (Решение Коллегии ЕЭК от 09.04.2013. - № 65)[8].

Основным документом, регулирующим применение антидемпинговых пошлин является ратифицированное Федеральным законом от 19.10.2011. - № 274-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода"[5]. В рамках этого соглашения Комиссия Таможенного союза с завидным постоянством принимает решения, существенно ограничивающие возможности импорта ряда товаров. Наиболее уязвимыми отраслями с точки зрения антидемпингового законодательства являются: сельское хозяйство, металлургия, текстильная, химическая, пищевая, электронная промышленность, а также авиа-, судо- и автомобилестроение, машиностроение. Например, были введены:

- антидемпинговая пошлина в отношении легких коммерческих автомобилей с массой от 2,8 до 3,5 тонн не более 3000 смі в размере 11,1-29,6 %, происходящих из Германии, Италии и Турции, коды ТН ВЭД 8704213100 и 8704219100 (Решение Коллегии ЕЭК от 14.05.2013. - № 113)[9];

- антидемпинговая пошлина в отношении ванн чугунных эмалированных в размере 51,87 %, происходящих из КНР, код ТН ВЭД 7324210000 (Решение Коллегии ЕЭК от 09.04.2013. - № 64)[10];

- антидемпинговая пошлина в отношении подшипников качения в размере 31,3-41,5 %, коды ТН ВЭД 8482 группы (Решение Коллегии ЕЭК 17.09.2013. - № 197)[11];

- тарифные квоты на мясо КРС и птицы (Решение Коллегии ЕЭК от 20.11.2012. - № 229 (ред. от 12.03.2013)[12], и от 12.03.2013. - № 35)[13];

- антидемпинговая пошлина на угли, активированные в размере 0,45 доллара за 1 кг код ТН ВЭД 3802100000 (Решение Коллегии ЕЭК от 02.10.2012. - № 173)[14];

- антидемпинговая пошлина в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей в размере 27,5 % коды ТН ВЭД 8433510001, 8433510009 и 8433900000 (Решение Коллегии ЕЭК от 23.08.12. - № 143 (ред. от 26.11.2013))[7];

- антидемпинговая пошлина в отношении плоского холоднокатаного проката с полимерным покрытием 8,1-22,6 % коды ТН ВЭД 7210, 7212, 7225 (Решение Коллегии ЕЭК от 24.05.12. - № 49 (ред. от 21.10.2014)[15]);

- антидемпинговая пошлина в отношении карамели 294,1 доллара за тонну, коды ТН ВЭД 1704907100, 1704907500, 1806905001, 1806905002 (Решение Коллегии ЕЭК от 18.11.2011. - № 856 (ред. от 24.04.2013))[16];

- антидемпинговая пошлина на кованые валки для прокатных станов в размере 26 %, коды ТН ВЭД 8455303100 и 8455303900 (Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 24.06.2013)[18];

- антидемпинговая пошлина в отношении труб стальных в размере 18,9-37,8 %, коды ТН ВЭД 7304, 7305, 7306 групп (Решение Коллегии ЕЭК от 22.06.2011. - № 702 (ред. от 09.12.2011))[17];

- антидемпинговая пошлина в отношении машиностроительного крепежа (болты и гайки) в размере 21,8 %, коды ТН ВЭД 7318 группы (Решение комиссии ТС от 22.06.2011. - № 698)[19].

Данный список можно было бы продолжать и дальше, однако, с учетом законотворческой плодовитости Евразийской экономической комиссии поддерживать его в актуальном состоянии будет проблематично. Поэтому для проверки подпадает ли импортируемый Вами товар под антидемпинговое законодательство, рекомендую внимательно изучить информацию о товаре самостоятельно, или, что гораздо надежнее обратиться к таможенному брокеру.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ[31, С. 14].

Антидемпинговые пошлины - таможенные пошлины, которые применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам по более низкой цене, чем их себестоимость в стране вывоза. В России антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами РФ в независимости от взимания обязательной таможенной пошлины при ввозе товаров на российскую территорию. В РФ антидемпинговые пошлины имеют законодательную базу, и предусматриваются Законом РФ от 21.05.1993. - № 5003-1 (ред. от 24.11.2014) "О таможенном тарифе"[6]. Расчет антидемпинговых пошлин осуществляется на основании ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению правительства посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в целях недопущения, на национальный рынок товаров продаваемых по демпинговым ценам.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о специальных[22, С. 16].

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ, за исключением случая, предусмотренного ТК. Предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина и предварительная компенсационная пошлина взимаются по правилам, установленным ТК ТС[2] в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Таможенные пошлины, взимаемые государством с лиц, ввозящих в страну товары из-за рубежа. Включаются в цену и удорожают импортные товары, защищают национальное производство.

Различают: фискальные, покровительственные, антидемпинговые, предпочтительные (преференциальные) и др. Ставки пошлин устанавливаются в таможенном тарифе. В зависимости от степени обработки изделий действуют три вида ставок.

Таможенные пошлины взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам.

По объекту обложения пошлины классифицируются на:

- импортные - накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные - накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной пошлины[30, С. 20].

Таможенный тариф РФ - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с территории РФ.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых ТК возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу.

В настоящее время происходит процесс интеграции мировой экономики, углубления экономической взаимозависимости стран. Это должно привести к конечному результату - полной свободе перемещения товаров, услуг, объектов интеллектуальной деятельности, капиталов и рабочей силы между различными странами. Вместе с тем в условиях рыночной экономики с ее конкуренцией и неодинаковым уровнем социально-экономического развития в различных странах вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм - защиту отечественных предпринимателей с помощью различных барьеров и ограничений.

В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности[23, С. 23].

Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешнеторговой деятельности позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Сюда относится таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот и т.д.

Нетарифные ограничения хотя и сохраняют эффект удорожания импорта, но характеризуются более прямым действием, которое выражается в установлении препятствий в виде абсолютных или относительных лимитов по ценам, количеству или техническим характеристикам. Действие нетарифных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности. В данную группу входят административные меры регулирования - контингирование, лицензирование, установление запретов на пропуск определенных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д.

Соответственно применение таможенно-тарифных средств регламентируется в большей мере финансово-правовыми нормами, а нетарифных - административно-правовыми.

Как известно, исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а затем и орудия борьбы с иностранной конкуренцией.

Политика снижения ставок таможенных тарифов, активно проводимая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ), со временем привела к потере былой "протекционистской привлекательности" таможенных пошлин. Кроме того, таможенно-тарифные преграды стали сравнительно легко преодолеваться поставками товара по заниженным ценам. В этом случае даже высокие ставки таможенных пошлин оказываются малоэффективными, а поэтому на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования[29, С. 24].

Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике применяются различные средства нетарифных ограничений - это лицензирование и введение санитарных норм, сертификация товара и т.д. (всего около 800).

Международная практика регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшая свое отражение в нормах ГАТТ, предполагает общую отмену количественных ограничений. В ст. XI(1) ГАТТ закрепляется: "Ни одна из договаривающихся сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".

Статья XII ГАТТ разрешает использовать ограничения количества и стоимости импорта с целью преодоления тяжелого внешнего финансового положения страны, обеспечения платежного баланса и в некоторых других исключительных случаях. Допускается применение этих ограничений только на недискриминационной основе (ст. XIII ГАТТ).

Российское законодательство воспроизводит принцип общего запрета количественных ограничений: "Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений" (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.12.2003. - № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности")[3].

Среди разнообразных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на борьбу с недобросовестной конкуренцией непосредственно нацелены антидемпинговые меры.

Под антидемпинговыми мерами понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, которые осуществляются исполнительной властью посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств[24, С. 23].

Рассмотрим подробнее сущность и правовую природу антидемпинговой пошлины.

Так как поставка товара по демпинговым ценам может нанести ущерб, создать угрозу нанесения ущерба определенной отрасли промышленности импортирующей страны или оказать негативное воздействие на становление такой отрасли, власти импортирующей страны, после проведения антидемпингового расследования, вправе обложить такие товары антидемпинговой пошлиной с целью нейтрализации или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль отечественной промышленности.

Антидемпинговые пошлины вводятся государством в качестве средства, противодействующего мероприятиям по форсированию экспорта при помощи внешнеторговых поставок по заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.05.1993. - № 5003-1 (ред. от 24.11.2014) "О таможенном тарифе"[6] антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства данных товаров в Российской Федерации.

Применение антидемпинговых пошлин связано с наличием одновременно трех обстоятельств:

1) факта ввоза товаров на таможенную территорию страны импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличия материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в стране импорта, с другой стороны[28, С. 40].

Механизм воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Поэтому антидемпинговые пошлины иногда еще называют покровительственными, воспитательными или протекционистскими, поскольку взимание антидемпинговых пошлин помогает выдерживать конкуренцию иностранными товарами и развивать соответствующие отрасли национальной промышленности[25, С. 20].

Делись добром ;)