logo
Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров

1.3 Система контроля таможенной стоимости

Введение любой системы налогообложения предполагает, что для обеспечения ее эффективного действия необходимо наличие, по крайней мере, двух компонентов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил. Именно этим целям и служит понятие "таможенная стоимость товаров", и именно для правильности ее определения создана система оценки таможенной стоимости, включающая следующие элементы:

методы оценки таможенной стоимости;

порядок заявления таможенной стоимости;

технологию контроля таможенной стоимости (25).

Раздел IV Закона РФ "О таможенном тарифе" устанавливает 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, которые уже были рассмотрены в предыдущем подразделе.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом самостоятельно по методам и при соблюдении всех требований, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе".

Сведения о таможенной стоимости заявляются при декларировании товаров путем заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС).

Декларация таможенной стоимости - это таможенный документ установленной формы, в котором заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, избранном методе таможенной оценки, условиях продажи и поставки товаров, которые могут повлиять на цену сделки и, следовательно, на таможенную стоимость. Сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

ДТС представляется при декларировании товаров в таможенный орган, производящий их таможенное оформление, и является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации. Это, в частности, означает, что заявление в ДТС недостоверных сведений имеет те же аналогичные правовые последствия, что и заявление недостоверных сведений в таможенной декларации.

При определении таможенной стоимости товаров на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод) заполняется ДТС-1, в иных случаях заполняется ДТС-2.

ДТС удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ указанное лицо должно иметь печать), и подписывается работником этого лица, заполнившим ДТС. Таможенным органом заполняются исключительно поля "ДЛЯ ОТМЕТОК ТАМОЖНИ".

Права и обязанности декларанта и таможенного органа в процессе определения таможенной стоимости закреплены в ст.323 ТК РФ (таблица 2).

Под контролем таможенной стоимости понимается совокупность мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости, правильности избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров.

Система контроля таможенной стоимости включает в себя следующие элементы:

1) нормативно-правовая база;

2) принципы организации контроля;

3) формы и методы контроля;

4) основные сферы, объекты и субъекты контроля таможенной стоимости.

Таблица 2

Права и обязанности декларанта при заявлении и контроле таможенной стоимости

Права

Обязанности

1. Доказать обоснованность применения избранного метода таможенной оценки и достоверность представленной в подтверждение заявленной таможенной стоимости информации

1. Определить таможенную стоимость товаров

2. Получить консультацию таможенного органа по выбору метода определения таможенной стоимости

2. Последовательно применять методы таможенной оценки при определении таможенной стоимости

3. Право в приоритетном порядке определить таможенную стоимость по иному методу в случае отказа таможенного органа в применении первоначально избранного метода

3. Заявлять достоверные сведения о таможенной стоимости при декларировании товаров

4. Отказаться от определения таможенной стоимости на основе другого метода по предложению таможенного органа

4. Подтвердить правомерность использования избранного метода таможенной оценки

5. Получить информацию (в письменной форме) о принятом таможенным органом самостоятельно решении по таможенной стоимости и его основаниях в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения

5. Подтвердить правильность расчета таможенной стоимости

6. Получить товары в пользование и (или) распоряжение под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены

7. Обжаловать решение таможенного органа по таможенной стоимости в административном и (или) судебном порядке

Целью контроля таможенной стоимости является осуществление объективной и точной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, для обеспечения поступления в федеральный бюджет полных сумм причитающихся таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости; применения нетарифных мер регулирования, базирующихся на стоимости товаров; ведения таможенной статистики; а также создания предпосылок для формирования равных конкурентных условий в части налогообложения в связи с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Исходя из поставленной цели, задачами контроля таможенной стоимости являются:

1) дальнейшее совершенствование законодательства РФ по таможенной стоимости, его гармонизация с нормами ВТО;

2) организация контроля таможенной стоимости на основе анализа возможных рисков правонарушений в части таможенной стоимости, а также обеспечение единообразного подхода к принятию таможенными органами решений по таможенной стоимости;

3) формирование системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и единой системы мониторинга стоимостных показателей внешнеторговой деятельности.

Основными принципами осуществления контроля таможенной стоимости таможенными органами России являются:

соблюдение законности должностными лицами таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости;

обеспечение соблюдения законодательства РФ, в том числе по таможенной стоимости;

объективность и точность оценки товаров;

предсказуемость действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости;

неотвратимость наказаний при выявлении административных нарушений в процессе оформления и контроля таможенной стоимости.

В соответствии со ст.323 ТК РФ контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ФТС России, в частности порядок и технология контроля определены в приказе ГТК РФ от 5.12.2003 г. № 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ".

Как средство контроля таможенной стоимости применяются, как правило, следующие формы таможенного контроля: (18)

проверка документов и сведений (ст.367 ТК РФ);

таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст.371 ТК РФ);

таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст.372 ТК РФ);

устный опрос (ст.368 ТК РФ);

получение пояснений (ст.369 ТК РФ);

таможенная ревизия (ст.376 ТКРФ).

Контроль таможенной стоимости осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные производить такой контроль в соответствии со своими должностными обязанностями.

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют уполномоченные должностные лица таможенного поста или таможни. Контроль таможенной стоимости осуществляют должностные лица функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, если:

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу по стоимости сделки с идентичными товарами, методу по стоимости сделки с однородными товарами или по резервному методу на их основе, а таможенное оформление идентичных или однородных товаров производилось вне зоны деятельности того таможенного поста, где проходит декларирование оцениваемых товаров;

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу вычитания стоимости или резервному методу на его основе;

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по резервному методу;

проверка правильности определения таможенной стоимости, а также проверка документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов, отнесена ФТС России к компетенции специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, поскольку уровень таможенный стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными;

изменяется первоначально заявленный таможенный режим;

заявленная декларантом таможенная стоимость определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, но участники сделки, в соответствии с которой перемещаются товары через таможенную границу РФ, являются взаимозависимыми лицами и имеются основания полагать, что взаимозависимость повлияла на цену сделки;

в отношении товаров необходим контроль стоимостной квоты, установленной законодательством РФ или международными договорами РФ.

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляется путем проведения следующих операций:

контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости, то есть, соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (включение всех предусмотренных законом РФ "О таможенном тарифе" для данного метода оценки компонентов и, в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости, их обоснованность);

контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение.

Принимают заявленную декларантом таможенную стоимость - в случае, если должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость. Данное решение формализуется путем проставления уполномоченным должностным лицом таможенного органа в таможенных документах отметки "ТС принята" После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком.

Запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, или затребуют пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров. При этом в таможенных документах уполномоченным должностным лицом таможенного органа производится запись "ТС уточняется".

Таким образом таможенный орган обеспечивает реализацию декларантом предоставленного ему права доказать правомерность и обоснованность избранного метода и заявленной величины таможенной стоимости. Для представления запрошенных документов и сведений ТК РФ установлен срок, "который должен быть достаточен для этого", в то время как Приказ от 5.12.2003 г. № 1399 ограничивает его достаточным сроком в рамках предельного срока, составляющего 45 дней после принятия таможенной декларации.

Право декларанта доказать обоснованность заявленной таможенной стоимости (п.4 ст.323 ТК РФ) одновременно выступает и как его обязанность подтвердить достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного метода таможенной оценки (ст. ст.124, 127, 131, 323 ТК РФ).

Спорным в юридической литературе и правоприменительной практике является вопрос о пределах исполнения декларантом этой обязанности. Так, если заявленная таможенная стоимость существенно отличается от информации о стоимости аналогичных товаров, имеющейся в распоряжении таможенных органов, и представленные документы подтверждают именно такую величину таможенной стоимости (т.е. документы составлены надлежащим образом, внутренне не противоречат друг другу, в связи с чем у таможенного органа отсутствуют основания для отказа в их принятии в качестве документов, подтверждающих таможенную стоимость), возникает вопрос о том, обязан ли декларант обосновывать и подтверждать указанное выше отличие заявленной им таможенной стоимости по сравнению с информацией таможенных органов. Впоследствии, если таможенным органом принимается решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, встает вопрос о правомерности такого решения.

Представляется, что указанная выше обязанность по доказываю достоверности заявленной таможенной стоимости предполагает в том числе подтверждение обоснованности ее отличия от уровня стоимости аналогичных товаров по сделкам, совершенным при сопоставимых условиях, по информации таможенных органов. Обоснованной она может считаться, если документально подтверждена величина таможенной стоимости и "причины" ее снижения, поскольку, претендуя на занижение налоговой базы, декларант обязан подтвердить наличие оснований для такого занижения (например, путем представления дилерского соглашения, в рамках которого декларанту предоставлены скидки; документов, подтверждающих более низкую цену товаров вследствие длительного постоянного сотрудничества контрагентов по внешнеторговому договору и др.).

О необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости. Данное решение отражается в ДТС или грузовой таможенной декларации (далее ГТД) путем проставления отметки "ТС подлежит корректировке". При этом таможенный орган передает декларанту:

а) уведомление о принятом решении (оформляется в письменном виде в произвольной форме и подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа) и его основаниях. В уведомлении должны быть указаны номер ГТД, код товара в соответствии с ТН ВЭД России и его наименование, наименования сторон и реквизиты внешнеторгового контракта, условия поставки в соответствии с Инкотермс-2000, цена за единицу товара, перечень документов, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, результаты сравнительного анализа заявленной цены сделки, перечень дополнительных документов и сведений, запрошенных у декларанта, результаты анализа представленных декларантом пояснений, дополнительных документов и сведений;