logo
Анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Изменения характера внешнеэкономической деятельности в современных условиях, а также возрастание социально-экономического значения этой деятельности для России требуют высокого качества государственной таможенной политики, таможенно-тарифного и нетарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Этими немаловажными факторами, в конечном счете, определяется эффективность таможенной деятельности государства /34/.

За годы экономических реформ в России резко упали объемы внутреннего производства и получаемых от него доходов, усилилась зависимость государственного бюджета от поступления денег из-за границы. В то же время, комплекс таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности еще не вполне отражает национальные интересы страны, не обеспечивает полный сбор установленных таможенных платежей и налогов. На таможенную территорию России проникает большое количество вредной, опасной и просто некачественной продукции, не соответствующей принятым российским стандартам.

За прошедшие годы внешнеэкономическая деятельность претерпела качественные изменения. Интернационализация внешней торговли на базе развития производственных, кооперационных, научно-технических и внешнеторговых связей приводит к существенному повышению интенсивности международных контактов, включая процессы перемещения материальных и валютных ценностей через таможенную границу. Это, в свою очередь, сопровождается адекватным увеличением объемов информации о товарах, условиях поставки, платежа и других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные органы, а также нарастанием объемов информации, которой обмениваются таможенные органы с другими государственными и коммерческими структурами /32/.

Появление многочисленных новых субъектов внешнеэкономической деятельности, существенное возрастание информационной нагрузки при принятии управленческих решений на таможенных инспекторов, потребность в информационном обеспечении, необходимость интеграции в международную таможенную инфраструктуру - вот набор обстоятельств и требований, определяющий актуальность и необходимость исследования данной проблемы в таможенных органах России.

В сложившихся условиях растущего объема внешнеторговых товаропотоков, таможенная служба России как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования внешней торговли, все активней выступает как самостоятельный социально-экономический институт, которой фактический создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности /37/.

Таким образом, исходя из факторов развития внешней торговли, сегодня происходит пересмотр устоявшихся понятий таможенного администрирования внешней торговли в свете растущих требований относительно скорости и эффективности совершения таможенного оформления в целях содействия торговле.

Значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

Теоретические и практические аспекты таможенной деятельности стали объектом исследований российских и зарубежных ученых. Важное методологическое значение для разработки исследуемой темы имели труды таких отечественных ученых как Ю.Ф. Азаров, Г.Е. Гнилитская, А.В. Драганов, Е.Д. Ершов, Э.Г. Кочеткова, Е.П. Пузакова, Б.М. Смитиенко, а также зарубежных: Л. Вульф, Д.М. Лейпцингер, К. Оман, Р. Райх, Дж. Стиглис, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, П. Хиртса.

В то же время, вопросы совершенствования таможенного администрирования, а также направления дальнейшего развития таможенной службы в настоящее время являются не достаточно разработанными. Особая сложность связана с тем, что функционирование таможенной системы протекает в противоречивых условиях ускорения процесса таможенного оформления и обеспечение необходимого уровня таможенного контроля.

Вопросы перестройки таможенной деятельности, формирования таможенной политики и комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, определения места и роли таможенной службы в системе государственных органов стали предметом обсуждений на научно-практических конференциях и в многочисленных публикациях.

При написании дипломной работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, распорядительные документы ГТК РФ и ФТС РФ, а также международные соглашения, касающиеся таможенных тарифов.

Целью дипломной работы является анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

- обозначить роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях;

- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- выявить общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;

- выделить особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления;

- предложить пути совершенствования системы регулирования внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке.

Объектом исследования является региональная таможенная система на примере Дальневосточного таможенного управления.

Предметом исследования является комплекс мер таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемый в условиях Дальневосточного региона.

В дипломной работе использовались методы экспертных оценок, экономического анализа, системного подхода, корреляционно-регрессионного анализа связи показателей.

Объем и структура дипломной работы обусловлены основными задачами, поставленными в работе, и логикой изложения материала. Настоящая дипломная работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.