logo
Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мировое общественное развитие характеризуется усилением экономических связей и взаимодействия между различными странами. Современный этап развития мирохозяйственных связей отмечается нарастанием взаимопроникновения отдельных национальных хозяйств, т.е. международной экономической интеграцией. Эта тенденция к объединению вызвана взаимной выгодностью международной торговли, которая максимизирует мировое производство, обеспечивает международное разделения труда и повышает общественное благосостояние.

Мировая экономика входит в новое русло глобальной интеграции, интернационализации и взаимозависимости стран. Одной из основных тенденций развития мировой экономики является расширение внутрирегионального торгово-экономического сотрудничества. Процесс международной экономической интеграции наблюдается во всех регионах мира. Проблема формирования динамичной, гибкой структуры внешнеэкономических связей, в том числе Центрально-Азиатского региона, способной быстро реагировать на изменения конъюнктуры национальных и мировых товарных, финансовых рынков, имеет большое практическое значение для развития экономического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Произошедшее в течение последнего года кардинальное изменение геополитической обстановки существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России. Сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка - с внешним.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет очень важную роль, поскольку, во-первых, оно обеспечивает экономическую безопасность государства, во-вторых, содействует обеспечению соответствующих поступлений в федеральный бюджет. Вместе с тем, в настоящее время таможенно-тарифные механизмы недостаточно эффективно используются для решения текущих, стратегических задач развития экономики страны и обеспечения ее экономической безопасности. При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

На сегодняшний день самыми масштабными и динамичными процессами для Российской Федерации являются развитие Таможенного союза. В этих условиях наиболее актуальными проблемами становятся гармонизация и унификация законодательств государств - участников Таможенного союза с учетом общепризнанных норм и принципов международного права в той мере, в какой это необходимо для функционирования Единого экономического пространства и обеспечения экономической безопасности стран участников.

В свете указанных событий существует реальная необходимость совершенствования нормативной регламентации взаимодействия таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле. Ведь от того, как определен порядок данных взаимоотношений, зависит не только реализация прав отдельных субъектов, но и уровень развития экономики государства в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности достаточно подробно рассмотрены в учебной и научной литературе. Различные аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности рассматривали Н.А. Левченко, А.П. Малышев, А.И. Мирзоев, Е.А. Тимошкина и др. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности исследовались такими авторами, как Д.К. Варданян, А.П. Джабиев, В.В. Килин, В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский и др.

Работы перечисленных авторов представляют несомненный интерес для настоящего исследования. Вместе с тем, в свете последних изменений в геополитической, экономической обстановке в нашем государстве, некоторые вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми.

Цель работы - провести комплексное исследование особенностей таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в работе были обозначены следующие задачи:

1) представить теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2) определить роль и место таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики;

3) рассмотреть особенности таможенного регулирования в условиях экономического кризиса;

4) проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования как источника стабилизации и развитии внешнеэкономической деятельности;

5) выявить экономическую сущность и условия применения различных видов ставок таможенных пошлин в таможенном тарифе;

6) представить анализ мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

7) определить роль особых видов пошлин в развитии внешнеэкономической деятельности;

8) представить пути совершенствования системы таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности в условиях экономического кризиса;

9) выявить возможные способы повышения эффективности тарифного и нетарифного регулирования в целях продвижения национальных интересов России во внешнеэкономической сфере.

Объект исследования - система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Предметом исследования является совокупность принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях экономического кризиса.

Теоретическая и практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации состоит в том, что они позволяют расширить имеющуюся теоретическую базу исследований в данной сфере. Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в исследуемой области и разработать рекомендации по совершенствованию данного института, которые в дальнейшем могут быть использованы в правоприменительной практике.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный кодекс Таможенного союза и другие нормативные правовые акты.

Теоретическую основу исследования составили учебные, научно-практические материалы, а также научные статьи и публикации по теме исследования таких авторов, как Д.К. Варданян, В.Ю. Вобликов, О.В. Гутарина, В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский, А.А. Ялбулганов и др.

Методологическая основа исследования включает различные методыи научного познания: анализ, синтез, системно-структурный и сравнительно-правовой метод. Структура работы обусловлена выдвинутыми целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.