logo
Административные правонарушения с учетом применения в практике контроля положений ТН ВЭД на примере Уссурийской таможни

2.2 Анализ причин, приводящих к административным правонарушениям, с учетом применения в практике контроля положений ТН ВЭД на примере Уссурийской таможни

Как показывает практика, наиболее распространенные причины, приводящие к административным правонарушениям в области перемещения зерномучных товаров в Уссурийской таможне это:

- ошибки декларанта в определении кода ТН ВЭД ТС. Такая причина наименее часто приводит к нарушениям таможенных правил, поскольку в настоящее время уже сформирована практика перемещения зерномучных товаров, а это такие товары, как и все растительные продукты, которые отличаются постоянством своего состава;

- умышленное занижение таможенной стоимости риса. В настоящее время сформировалось такое положение, при которой таможенная стоимость риса, который поступает из Китая, Вьетнама и Тайланда практически одинакова. В данном случае рис высокого качества декларируется как рис более низкого качества. Расчет участников внешнеэкономической деятельности в данном случае прост: сотрудники таможенных органов не смогут визуально отличить рис высокого качества от низкого. К тому же, если перевозится опасный рис, зараженный сельскохозяйственными вредителями, то это может быть обнаружено только при помощи экспертизы;

- умышленное недекларирование риса. Такое нарушение наиболее часто выявляется, когда перемещается зараженный вредителями рис. Такое нарушение очень опасно с точки зрения не столько экономической, сколько с экологической зрения, а также продовольственной безопасности населения. Такое правонарушения выявляется часто при помощи осмотра мобильными инспекционными досмотровыми комплексами, а также в процессе досмотра на партии товара, в которой рис как самостоятельный товар не присутствовал. В данном случае, при выявлении незадекларированного товара, этот товар изымают и обязательно отправляют на экспертизу либо в ЭКС ЦЭКТУ г. Владивосток, либо в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю. После получения результатов экспертизы рис либо уничтожается как вредный, либо реализуется;

- умышленное изменение кода ТН ВЭД. Так, наиболее часто из административной практики таможенных органов заявляется код ТН ВЭД ТС 1006 306 300 «полностью обрушенный рис пропаренный среднезерный» вместо 1006 309 400 «полностью обрушенный рис прочий среднезерный». На самом деле, ставка таможенной пошлины по этим кодам ТН ВЭД одинакова: 0,12 евро за 1 кг, однако таможенная стоимость пропаренного риса и непропаренного отличается, в связи с чем при неправильном принятии классификационного решения могут быть собраны различные размеры таможенных платежей. Такое правонарушение может быть выявлено в ходе реализации таких мер по минимизации рисков, как таможенная экспертиза товаров и представление дополнительных документов и сведений.

- умышленное представление недействительных документов. В настоящее время ситуация, при которой участник внешнеэкономической деятельности по незнанию представляет недействительный разрешительный документ практически исключена, поскольку добросовестные участники ВЭД заботятся о своей репутации. Наиболее часто представляются разрешительные документы с истекшим сроком действия, оформленные на другой вид риса, а также поддельные документы. Здесь также необходимо отметить, что в связи с вступлением в силу постановлений Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 «Об утверждении правил осуествления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и 501 «Об утверждении правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» таможенные органы проводят и другие виды государственного контроля на границе, как то ветеринарный и фитосанитарный. Таким образом, таможенные органы уже в пунктах пропуска должны проверять наличие и соответствие разрешительных документов на перемещаемые товары. Здесь также необходимо остановиться на следующем моменте: должностные лица таможенных органов зачастую не знают как определить один сорт риса от другого, не говоря уже о том, что качество риса определяется не только по органолептическим показателям, но и по химико-биологическим, которые определяются только в лабораторных условиях.