logo
Административные правонарушения с учетом применения в практике контроля положений ТН ВЭД на примере Уссурийской таможни

1.2 Виды административных правонарушений с учетом применения в практике контроля положений ТН ВЭД

таможенный риск административный правонарушение

В настоящее время административные правонарушения в области таможенного дела приведены в Кодексе об административных правонарушениях.

В практике контроля положений ТН ВЭД в КоАП РФ уделена одна статья. В частности это ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ «Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера» ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ «Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Однако на практике, наиболее часто таможенными органами возбуждаются дела об административных правонарушениях по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ возможно в случае заявления декларантом либо таможенным брокером недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, объективная сторона правонарушения выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП РФ, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые установлены ст. 124 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в том числе и классификационный код товаров по ТН ВЭД России.

В силу п. 5 ст. 181 ТК ТС заявление указанных сведений является обязательным условием для принятия таможенной декларации и таможенного оформления товара [17].

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в административном правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения необходимых правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 187 ТК ТС декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации [17].

Кроме того, ч.5 ст. 52 ТК ТС регламентирует, что таможенные органы на принимают предварительные решения по классификации товаров. предварительные решения по классификации товаров таможенные органы принимают по заявлению. В случае обнаружения нарушения правил классификации при декларировании, таможенные органы вправе самостоятельно осуществить классификацию товара [17].

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ наиболее часто применяется сотрудниками таможенных органов и предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

При расследовании административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Правонарушение выражается только в форме действия, а именно: недостоверного декларирования товаров и (или) транспортных средств, что послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При этом состав АП, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, образует заявление только таких недостоверных сведений о товарах и/или транспортных средствах, которые послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В то же время заявление недостоверных сведений о товарах и/или транспортных средствах, в результате которых сумма таможенных платежей не изменяется или уменьшается, не влияет на выпуск товаров и не влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 16.2 ТК РФ. Правильность данной позиции подтверждается также и тем, что санкция части 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает наказание, исчисляемое исходя из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов.

Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера. Также указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, может, свидетельствовать об отсутствии вины лица в совершении административного правонарушения.

Должностные лица таможенных органов зачастую испытывают затруднения при правовой оценке недостоверного декларирования, выявленного в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, поскольку часть 1 статьи 153 ТК ТС предписывает таможенному органу незамедлительно уведомить декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.

Правонарушение может быть выявлено как на стадии проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, так и в ходе контроля после выпуска товаров, в том числе по результатам проведенной таможенной ревизии.

Предметами правонарушения являются те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены недостоверно и повлияли на занижение размера таможенных пошлин, налогов, что послужило основанием для освобождения от их уплаты.

Аналогичным образом усматривается состав АП, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лица за представление недействительных документов при таможенном оформлении и таможенном контроле. Так, при таможенном оформлении и таможенном контроле наиболее часто таможенным органам представляются либо недействительные документы либо документы не на тот товар, который импортируется.

В соответствии с Решением 318 Комиссии Таможенного союза от 18.06.10 «Перечень подкарантинной продукции и порядок осуществления фитосанитарного контроля» на импортируемый рис Россельхознадзором выдаются импортные карантинные разрешения.

Также в соответствии с Решение 299 Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 «О санитарно-эпидемиологическом контроле в ТС» рис подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю.