logo
Анализ организации таможенного контроля и таможенного декларирования товаров при различных таможенных процедурах

1.2 Понятие и формы декларирования товаров

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным Кодексом Таможенного союза, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

При письменном таможенном декларировании основной формой декларации является грузовая таможенная декларация.

Устная форма декларирования применяется при перемещении товаров физическими лицами в сопровождаемом багаже и ручной клади. Законодатель закрепил, что декларирование товаров, не перечисленных в пункте 2 этой статьи, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации и может производиться в устной форме.

В современной таможенной практике используется понятие конклюдентной формы декларации. Конклюдентная форма декларирования - форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленых коридоров» пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

Возможность декларирования в форме подачи сведений в электронном виде является логическим продолжением положений, закрепленных законодателем в других статьях Таможенного кодекса Таможенного союза, например в пункте 3 статьи 179: «Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации»

Все перечисленные формы таможенного декларирования направлены на то, чтобы сведения, которые в них заявляются, объективно и полно отражали фактические данные.

Стадия основного таможенного оформления предназначена для таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Кроме того, декларированию также подлежат товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения через таможенную границу Российской Федерации).

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Выполняет следующие функции:

- обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

- служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранную таможенную процедуру;

- носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

Что касается электронного декларирования, то на протяжении нескольких лет руководство ФТС совместно с ГНИВЦ, ГУИТ разрабатывают нормативно-правовую базу, программные средства, обеспечивающих реализацию технологии электронного декларирования. Среди документов, регламентирующих на данный момент технологию электронного декларирования, целесообразно выделить следующие:

1. Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. № 64 "О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств"

2.Приказ ФТС РФ от 24.05.2007 №646 "Об утверждении порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования".

3. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".

4. Письмо ГТК России от 19.07.2004 № 01-06/26462 "Об обеспечении условий для декларирования товаров в электронной форме".

5. Письмо ФТС России от 26.01.2007 № 01-06/2735 "Об отметках таможенных органов, проставляемых на бумажных копиях электронных ТД".

Особенности и структура процесса электронного декларирования будут рассмотрены нами далее. А внедрение электронного декларирования на примере Фокинского таможенного поста отражено в Приложении 2 в виде диаграмм.

Стоит отметить, что в настоящее время на пост подаются ДТ, оформленный 13 таможенными брокерами (представителями). Таможенными брокерами (представителями) оформлено 17933 ДТ или 80 % от общего декларационного массива. Вклад таможенных брокеров (представителей) в электронное декларирование по посту составляем более 86%.

В отношении 12 участников ВЭД по распоряжениям ФТС России применяется специальная упрощенная таможенная процедура выпуска товаров до подачи таможенной декларации. С начала 2010 года оформлено 5123 ДПВ или 22,8 % от общего декларационного массива ДТ.

Количество предварительных ДТ, выпущенных постом, составило 12754 шт., из них более 82% поданы в электронном виде.

При осуществлении фактического таможенного контроля товаров и транспортных средств должностными лицами поста в течение 2010 года было проведено 1069 таможенных досмотров и осмотров, по досмотру транзита - более 40 досмотров. Результативность проведения таможенного досмотра (экономический эффект) составила 32 дела об АП: по ст.16.11, ст.16.16, ст.16.5, ст.16.2 ч.1 , ст.16.2 ч.2. Общая сумма экономического эффекта составила 522 836 рублей

Далее отметим, что местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).

Электронное декларирование - это создание электронной копии декларации, сброс в автоматизированную систему с помощью специальных каналов связи, регистрация, прохождение через форматно - логистический контроль, с целью выявления ошибок и несоответствий. Конечным этапом электронного декларирования является выпуск товара.

Попытки создать систему электронного декларирования (ЭД) ведутся достаточно давно. Первый опыт можно отнести к ноябрю 2002 года. Как раз в начале 2002 года был принят Закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) и лишь в конце того же года первые попытки оформить первую в истории ЭД торжественно состоялись на таможенном посту "Каширский" МЮТ ЦТУ в Москве.

Прошло примерно, еще два года и в июле 2004 года на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет система электронного декларирования, больше похожая на систему электронного информирования, по словам специалистов, действовала на все больших территориях Российской Федерации. Но, по истине активное развитие может получить электронное декларирование после выхода в свет от компании "Альта-Софт" программы для электронного декларирования "Альта-Про" и "Крипто-Про", так называемой версии ЭД-2 для работы по открытым интернет каналам через уполномоченных операторов с ГНИВЦ ФТС РФ и подразделениями Таможен. В настоящее время наиболее известными операторами являются компании "Альта-Софт", СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" с учетом использования ЭЦП и системы скоростных расчетов "Зеленый Коридор".

Через основного разработчика ЭД-2, компанию "Альта-Софт" первые единичные декларации начали пересылать в июле 2009 года, в августе того же года их было еще совсем мало, а с сентября 2009 г. пошел рост с удвоением каждые 2-3 недели.

На темпах роста сказывается и увеличение числа подключившихся фирм, и освоение декларантами новой технологии, и подключение к системе все новых таможенных постов и усилия ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" и компании-партнера "Альта-Софт" по проведению открытых семинаров и конференций, посвященных внедрению технологии ЭД.

К плюсам электронного декларирования можно отнести:

- безбумажную систему оформления;

- высокую скорость таможенного оформления;

- полную прозрачность процесса таможенного оформления;

- возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме.

Преимуществом электронной системы декларирования является, прежде всего безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает под собой передачу декларации и всех сопутствующих документов (контракт, инвойс, товаросопроводительные документы и т.д.) в таможенные органы в электронном, «безбумажном» виде. Наиболее полно преимущества электронного декларирования проявляются при оформлении товаров осуществляемых по долговременным контрактам. В случае, если данные по поставкам изменяются от поставки к поставке незначительно, то и процесс подготовки, проверки электронных деклараций занимает минимальное время.

Многие таможенные посты запускают, а некоторые уже активно используют электронное декларирование, Для перехода на новую систему есть несколько причин. Первое - требования ФТС, второе - желание руководства таможенных постов при уже имеющемся кадровом составе увеличить количество проходящего через пост груза, третье - это соседство со странами, которые уже активно используют электронное таможенное декларирование.

В особенности актуально применение данного способа оформления будет после присоединения России к Всемирной торговой организации и использование в процессе оформления электронных документов, подготовленных таможенными органами иностранных государств - торговых партнеров.

Функции декларирования

Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу ТС товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию.

Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Проверку таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным.

Электронное декларирование

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого -- достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной таможенной декларации.

Для оказания услуг по передаче электронных деклараций через Интернет оператор должен провести аттестацию своих абонентских пунктов на соответствие требованиям информационной безопасности, иметь лицензии на оказание услуг связи, а также, для предоставления шифрованного канала связи и работы с ЭЦП, лицензии ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации и осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.

Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора

Рис.1. Схема процесса электронного декларирования

Декларант оформляет таможенную декларацию и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору.

Пакет документов проходит через сервер информационного оператора и далее по защищенному каналу в АПС "Электронное предоставление сведений" ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.

По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС "АИСТ-М"), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров. Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД. Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.

Таким образом, система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду: ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств,

- увеличить товарооборот;

- снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;

- ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;

- уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля;

Основными характеристиками системы электронного декларирования:

- возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;

- корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;

- распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;

- возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;

- минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.

Структура электронной формы декларирования.

Система представляет собой взаимоувязанную, законченную задачу автоматизации таможенного оформления товаров и транспортных средств. Она ориентирована на существующий компьютерный парк и российские линии передачи данных. Не требует специальных знаний, кроме знаний предметной области.

Центральной частью системы является Центр электронной обработки таможенных документов, представляющий собой совокупность программных и технических средств, осуществляющих сбор и контроль таможенных электронных документов.

Суть данной системы заключается в том, что организуется взаимодействие компьютерных сетей таможенного органа и участника ВЭД через подключение последнего к Центру электронной обработки таможенных документов. Участник ВЭД получает возможность осуществлять предварительную проверку электронных грузовых таможенных деклараций до начала основного таможенного оформления, а так же использовать данную систему для предварительного информирования таможенного органа о декларировании. Достоинство системы:

- уменьшение влияния субъективного фактора при таможенном оформлении; - позволяет декларанту избежать ошибок в случае несвоевременного информирования его об изменениях в действующем таможенном законодательстве.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах (далее - АИС), состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.

Подсистема декларанта - программное средство подготовки, редактирования, передачи таможенной декларации и СТТ в таможенный орган - выполняет следующие основные функции:

- формирование СТТ;

- форматный контроль СТТ;

- формирование таможенной декларации на основе СТТ;

- форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия таможенной декларации определенным ТК ТФ структуре и формату данных;

- подписание таможенной декларации и СТТ электронной цифровой подписью декларанта;

- передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации в узел обработки информации таможенного органа;

- прием необходимых сведений из узла обработки информации таможенного органа.

Подсистема таможенного органа включает:

- узел обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые для таможенных целей;

- автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами. Узел обработки информации таможенного органа выполняет следующие основные функции:

- прием СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации из программных средств АИС;

- передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации программным средствам АИС;

- контроль наличия всех СТТ, необходимых для таможенных целей, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия СТТ из различных документов друг другу;

- ФЛК соответствия таможенной декларации определенным ТК ТС структуре и формату данных;

- формирование протоколов прохождения видов контроля, указанных в пп. "в" и "г", формирование протокола рассогласования СТТ и таможенной декларации, а также формирование экранных форм данных протоколов;

- хранение принятых сведений, а также оформленных таможенных деклараций и СТТ, относящихся к ней, исключив возможность изменения;

- отображение таможенной декларации и экранных форм СТТ с учетом необходимости соответствия состава и положения реквизитов экранных форм СТТ положению реквизитов исходных документов;

- распечатывание экранных форм СТТ, других необходимых сведений, а также таможенной декларации;

- осуществление связи с базами данных нормативно - справочной информации и нормативных правовых актов ФТК РФ, формирование при необходимости экранных форм содержимого соответствующей базы данных;

- проверка подлинности ЭЦП.

Автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля (АРМ ТО и ТК), оснащенные штатными программными средствами, используются уполномоченными должностными лицами таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля с учетом особенностей, предусмотренных Временными правилами.

Информационное взаимодействие в рамках АИС между подсистемами декларанта и таможенного органа осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП (далее - авторизованные сообщения).

Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме

Лицом, декларирующим товары (декларант), формируются следующие электронные документы:

- электронная копия таможенной декларации;

- электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;

- полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;

- опись документов и документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа», либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях. Документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений) однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Повторно данные документы таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.

- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 193 ТК ТС - обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений.

Все сведения, заявляемые таможенному органу декларантом являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта. В соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» выдача сертификатов ключей ЭЦП осуществляется ГНИВЦем ФТС России на договорной основе с декларантом, желающим декларировать товары в электронной форме таможенным органам, включенным в Перечень.

С момента присвоения электронной декларации регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Технология взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме

Электронный способ обмена информацией между декларантами и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы лица, декларирующего товары, и информационной системы таможенного органа.

Для организации декларирования товаров в электронной форме лица, претендующие на получение ЭЦП, самостоятельно комплектуют свою информационную систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также необходимым программным обеспечением, средствами защиты информации.

Информационная система, используемая таможенным органом при электронном декларировании, должна обеспечивать передачу системных сообщений о получении информации от таможенного органа к лицу, декларирующему товары, не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа после ее отправки.

Информационной системой таможенного органа протоколируются с проставлением соответствующих системных отметок о дате и времени их совершения следующие события:

- получение информационной системой таможенного органа электронной декларации;

- принятие таможенным органом электронной декларации;

- направление информационной системой таможенного органа декларанту сообщения об ошибках, выявленных в результате ФЛК;

- начало и завершение проверки электронной декларации уполномоченным должностным лицом таможенного органа;

- запрос уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

- получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

- принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) и формирование в электронном виде акта таможенного досмотра (осмотра);

- получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа информации о товарах в виде их описания;

- принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о выпуске (условном выпуске) товаров либо о невозможности выпуска товаров и (или) иных результатах таможенного контроля;

- поступление от декларанта обращения об изменении, дополнении сведений, заявленных в электронной декларации (ст. 191 ТК ТС), либо об отзыве электронной декларации (ст. 192 ТК ТС) и принятие таможенным органом соответствующих решений;

- другие действия, связанные с получением, принятием, проверкой электронной декларации и принятием решения о выпуске (условном выпуске) товаров.

Системные сообщения о действиях должностных лиц таможенных органов, направляются информационной системой таможенного органа декларанту не позднее 15 минут после протоколирования.

Информационное взаимодействие между декларантом в электронной форме, и таможенным органом осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП.

Особенности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом

После проведения таможенного оформления и таможенного контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие его результаты, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.

Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

Декларанту направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ по установленной форме.

В случае, если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации, то для выпуска товаров декларант направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы в электронном виде.

В информационной системе таможенного органа данному обязательству присваивается регистрационный номер, и оно помещается в электронный архив. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого декларант обязан подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства.

Хранение таможенной декларации в электронной форме, других документов, подаваемых в таможенный орган в электронном виде, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений.

Заключительные этапы электронного декларирования

Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в случае:

- выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, либо в случаях, указанных в Инструкции.

- выявления, в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра, несоответствия сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля.

Данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. Выполнение декларантом данного требования не должно приводить к нарушению им срока подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС), т.е. 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.