logo
Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом

1. История отдела контроля за таможенным транзитом

В начале 90-х годов в связи с принятием Россией суверенитета многие российские предприятия, продолжая взаимодействие с бывшими союзными республиками, столкнулись с фактом необходимости таможенного оформления товаров, как ввозимых на территорию РФ, так и вывозимых за ее пределы. Это привело к многократному увеличению товаропотока и невозможности оформления всех грузов на границе, поэтому в России была создана широкая сеть внутренних таможен. В связи с этим возникла необходимость в пропуске импортных товаров и транспортных средств от границы до внутренних таможен. Порядок пропуска товаров и контроля их поступления во внутренние таможни для надлежащего оформления был определен в апреле 1993 года. В сентябре 1993 года по инициативе руководства Ростовской таможни был создан отдел оперативного контроля грузов численностью 9 человек. Спустя год, в 1994 году, Государственный таможенный комитет России принял решение о создании во всей таможенной системе отделов с аналогичными функциональными обязанностями. Они стали называться "Отделы контроля за доставкой товаров". За свою двадцатилетнюю историю отделы трижды меняли своё название и в настоящее время представляют собой подразделения контроля за таможенным транзитом.

На сегодняшний день отдел контроля за таможенным транзитом Ростовской таможни - это профессиональный слаженный коллектив со штатной численностью 13 человек, который возглавляют начальник майор таможенной службы Алимов Олег Павлович и заместитель начальника капитан таможенной службы Фролов Иван Александрович.

В повседневной работе должностными лицами отдела на должном уровне выполняются возложенные на них, следующие функции:

контроль за оформлением и завершением должностными лицами таможенных постов таможни таможенной процедуры таможенного транзита;

аналитическую работу, направленную на выявление изменений товаропотоков и факторов, способствующих нарушению таможенного законодательства Таможенного союза;

оформление сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза по запросам участников ВЭД и налоговых органов;

борьбу с административными правонарушениями в области таможенного дела и иные функции.

Ежегодно в регионе деятельности Ростовской таможни выпускается и завершается по таможенной процедуре таможенного транзита порядка 100 000 товарных партий. Правомерность выпуска, полнота и корректность заполнения бумажного носителя и электронной копии транзитной декларации ежедневно контролируются отделом контроля за таможенным транзитом. В среднем, количество выявляемых отделом ошибок и проводимых корректировок электронной базы данных, составляет 5-7% от общего числа транзитных деклараций.

Отделом на постоянной основе контролируется своевременность завершения таможенной процедуры таможенного транзита. В случае недоставки товаров, должностные лица отдела проводят комплекс мероприятий, направленный на установление всех фактов, препятствующих доставке товаров. В случае необходимости возбуждаются дела об административных правонарушениях по статье 16.9 ч.1 КоАП РФ. Проводя постоянную работу с организациями - перевозчиками, а также систематически контролируя деятельность должностных лиц таможенных постов, отделу удалось достичь показателя практически равного 100% по соотношению количества отправленных транзитных деклараций к количеству доставленных транзитных деклараций. За последние три года факты недоставки товаров фиксируются не чаще 1 раза в год. Для сравнения, количество возбужденных дел об АП за 2009 составляло - 16 штук, за 2010 - 12 штук и т.д.

Также, в соответствии с таможенным законодательством и КоАП РФ отдел контролирует соблюдение маршрута перевозки товаров, установленного таможенным органом отправления. С 2012 года было составлено порядка 40 определений о возбуждении дел об АП по статье 16.10 КоАП РФ (нарушение маршрута перевозки).

Отдел принимает активное участие во внедрении перспективных технологий при осуществлении деятельности таможенных органов. Так, в 2010 году Ростовская таможня стала первой таможней среди таможен ФТС России, где была внедрена на постоянной основе автоматизированная система контроля за таможенным транзитом, совмещенная с европейским стандартом NCTS (АС КТТ-2). В дальнейшем, должностные лица отдела неоднократно проводили семинары для таможен ЮТУ и ПТУ, делясь практическим опытом работы с данной системой.

Самое непосредственное участие отдел принимал в разработке и эксплуатации программного средства "Пограничный Пункт Пропуска". Данное программное средство позволяет отслеживать процессы прибытия и убытия товаров и транспортных средств с (на) таможенную территорию Таможенного союза.

С 2010 года за отделом закреплялось различное количество показателей эффективности деятельности, разработанных как ФТС России, так и Южным таможенным управлением. В 2014 году их количество равно четырём. Выполнение показателей эффективности деятельности в Ростовской таможне является приоритетным направлением деятельности отдела, ведь успех в данной работе влияет на выполнение важных задач определённых Президентом Российской Федерации. Так, контроль отдела за выполнением контрольных показателей эффективности деятельности связанных с осуществлением государственного контроля в срок до 70 минут, установленный планом мероприятий Правительства Российской Федерации ("дорожной картой")"Совершение таможенного администрирования", привёл к оптимизации и ускорению осуществления таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска Ростовской таможни.

В отделе уделяется должное внимание и осуществляется оперативная работа в рамках системы управления рисками, в случае выявления возможных рисковых ситуаций. Должностными лицами отдела регулярно проводятся аналитические мероприятия, на предмет определения субъектов ВЭД, в отношении которых требуется усиление таможенного контроля. К примеру, в конце 2012 года было направлено предложение по формированию проекта зонального профиля риска, разработанного отделом в отношении определенных транспортных компаний из Украины, Республики Узбекистан, Республики Польша, Румынии, Республики Словения, Республики Болгарии, Республики Молдова, Республики Сербия, Словацкой Республики, по итогам анализа применения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса Ростовской таможни. Одновременно был подготовлен проект ориентировки в связи с тем, что товары и транспортные средства, перемещаемые транспортной компанией из Республики Казахстан по книжкам МДП, числились как не доставленные. В результате чего, после поступления товаров в таможенный орган назначения, при проведении таможенного досмотра, были выявлены факты недостоверного декларирования товаров по данному перемещению и в 2013 году возбуждено дело об АП. В последствие был подготовлен проект профиля риска, разработанный отделом "Вероятность нарушения законодательства Таможенного союза транспортными компаниями, осуществляющими транзитные перевозки через территорию Таможенного союза без таможенного осмотра с применением ИДК путём предоставления недостоверных сведений о товарах при убытии с таможенной территории Таможенного союза".

Помимо повседневной работы отдел активно участвует во внедрении новых таможенных технологий. Так на ряду, с ранее отлаженной системой обязательного предварительного информирования, при непосредственном участии Отдела, на автомобильном транспорте, с начала 2014 года ведется активная работа по введению с 1 октября 2014 года обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Осуществляется постоянное взаимодействие с перевозчиками и иными заинтересованными лицами в связи с изменившимися условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела.

За 20 лет существования ОКТТ люди, работавшие на данном направлении и возглавлявшие его, честно и добросовестно трудились и создавали действующую сегодня комплексную систему контроля за таможенным транзитом товаров. Благодаря их усердию удалось организовать гибкую и функциональную структуру таможенного контроля, применяемую не только таможенными органами Российской Федерации, но и положившую основу системе, функционирующую в настоящее время на всей таможенной территории Таможенного союза.

Реалии сегодняшнего дня требуют умения быстро осваивать и применять на практике новейшие таможенные и информационные технологии, использовать возможности, предоставляемые современным таможенным законодательством, с чем коллектив отдела успешно справляется.

За 20 лет работы отдела сотрудники ОТД неоднократно награждались медалями ФТС России "За службу в таможенных органах" I, II и III степени, почетными грамотами и благодарностями ФТС России, денежными премиями, ценными подарками. За достигнутые показатели в труде и значительный вклад в дело защиты экономических интересов России отдел награжден дипломом Ростовской таможни.