Анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования

курсовая работа

Введение

Процессы глобализации выводят внешнюю торговлю в число приоритетных направлений внешней политики государств, поэтому успехи и затруднения в развитии регионального межгосударственного сотрудничества вызывают все больший интерес. В основу большинства блоков положены такие формы сотрудничества, как зона свободной торговли или таможенный союз. Обе эти формы предполагают отмену ограничений в торговле между государствами, входящими в блок (отличие таможенного союза состоит в том, что в его рамках по отношению к третьим странам проводится также единая тарифная политика).

Роль таможенной политики любого государства, а также интегративных образований в формировании единого экономического и социально-культурного пространства во многом ведущая. Именно таможенный союз северогерманских государств, созданный в середине XIX в., позволил обеспечить их эффективную интеграцию в единое государственное образование. Создание единого европейского рынка было обусловлено созданием единого таможенного пространства, что было связано с устранением внутренних таможенных границ и созданием единого кодифицированного акта по применению таможенных процедур - Таможенного кодекса Европейского союза.

В конце XX - начале XXI вв. в России была предпринята попытка реализации либеральной модели развития, которой соответствовали и стратегии национальной таможенной политики. Однако в настоящее время приходится констатировать, что в действительности таможенная политика России носит во многом фискальный характер, что не способно решить задачи по эффективной интеграции постсоветских государств в единое экономическое пространство.

Идея о том, что для реализации задач интеграции в мировые организации эта направленность должна быть скорректирована в пользу стратегической, или ценностно-ориентированной, модели (устойчивый рост, так называемое «устойчивое развитие» - главная ценность в интеграционном процессе), разделяется многими представителями внегосударственной экономической сферы Программа и рекомендации Двенадцатого Российского экономического форума «Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС» (Екатеринбург, 18 - 19 мая 2007 г.). - Екатеринбург, 2007. - С. 7.. Так, стратегическая линия на обеспечение устойчивого экономического роста рекомендована Двенадцатым экономическим форумом, состоявшимся в мае 2007 г. в Екатеринбурге.

В настоящее время Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), основанное с целью формирования таможенного союза и единого экономического пространства, является наиболее динамично развивающейся организацией, локомотивом экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Создание единой системы таможенного регулирования на постсоветском пространстве позволит существенно повысить управляемость происходящих процессов. Отсутствие единой системы регулирования порождает ряд сложных вопросов, требующих адекватного разрешения. Без унификации таможенного законодательства интегрирующимися государствами реализация таможенной политики сталкивалась со многими проблемами.

Процесс трансформации некогда единого советского законодательства проходил неравномерно: в некоторых постсоветских странах применялись старые нормативные акты, которые в других странах уже отменены или заменены новыми. Такое положение вещей порождало затруднения в свободном перемещении товаров и транспортных средств в приграничных районах. Несогласованность нормативного материала являлось фактором роста коррупции, что являлось одним из серьезнейших рисков (наряду с угрозой международного терроризма) в обеспечении национальной безопасности России и сопредельных государств.

Важнейшим событием 2010 года стало начало функционирования Таможенного союза, которое потребовало создания нормативной правовой базы Таможенного союза, внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения оптимальных условий для их реализации. В сжатые сроки проведена подготовка ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза и соответствующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Практически сформирована договорно-правовая база Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступил в силу основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном союзе -
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о таможенном регулировании) Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252., разработанный с учетом современных тенденций развития таможенного дела.

Все вышеизложенное и определяет актуальность темы исследования.

Целью данной курсовой работы являются анализ нормативных документов по вопросам таможенно-тарифного регулирования и их применение в практике таможенных органов России.

При исследовании темы настоящей работы были поставлены следующие задачи:

- исследовать систему нормативных документов, регулирующие таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации;

- рассмотреть формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования за рубежом;

- исследовать влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования;

- охарактеризовать эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации.

таможенный тарифный регулирование документ

Делись добром ;)