logo
Анализ нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе

1.3 Методы государственного регулирования РФ внешнеэкономической деятельности

Таможенно - тарифное регулирование служит основным методом экономического воздействия на экспортно-импортные товарные потоки, пересекающие таможенную границу государства. Особенность его состоит в том, что этот метод регулирования воздействует на внешнеторговые связи посредством цены.

Таможенно - тарифное регулирование включает в себя следующие элементы, которые связаны с таможенными пошлинами:

- таможенный тариф;

- товарная номенклатура ВЭД;

- таможенная пошлина;

- тарифные льготы;

- страна происхождения товара;

- особые виды пошлин;

- таможенная стоимость.

Все эти элементы и порядок их применения закреплены в международной правовой базе и НПБ таможенного союза, а также законодательством РФ.

Решением от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно - тарифном регулирование таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что на единой таможенной территории государств Сторон Стороны применяют Единый таможенный тариф (ЕТТ).

Согласно соглашению от 25 января 2008 года «О едином таможенно - тарифном регулирование Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза.

Соглашение определяет Основные цели Единого таможенного тарифа:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.[2]

Соглашение о едином таможенно - тарифном регулировании закрепляет виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в ЕТТ, факторы формирования ЕТТ, виды тарифных льгот, случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - это обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещение товаров через таможенную границу.

Виды ставок таможенных пошлин, порядок исчисления, сроки уплаты, порядок и способы уплаты таможенных пошлин, лица ответственные за уплату пошлин, а также моменты возникновения и прекращения ответственности по уплате таможенных платежей определены разделом «Таможенные платежи» ТК ТС и Федерального закона № 311-ФЗ.

Также в данных разделах определяется случаи необходимости и порядок предоставления обеспечения таможенных платежей, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин и порядок взыскания таможенных пошлин.

Законодательством таможенного союза предусмотрены случаи изменения сроков уплаты таможенных платежей, а также случаи сокращения размера таможенных платежей в виде предоставления тарифной льготы.[9]

Тарифная льгота - это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.

В Решения Межгосударственного совета ЕрАзЭс «О едином таможенно-тарифном регулировании и Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 года № 18 установлено, что тарифные льготы применяются в соответствии:

- ст. 5 и ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

- п. 6.1 Решения Межгосударственного совета ЕрАзЭс «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации»;

- международными договорами государств-участников Таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключи тельными соглашениями.

Все документ, которые приняты в Таможенном союзе, охватывают весь объем льгот, которые предоставлялись Российской Федерации.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой предусмотрены следующие виды льгот:

1. освобождение от оплаты пошлиной;

2. возврат ранее уплаченной пошлины;

3. снижение ставки пошлины;

4. тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза в течение определенного периода.

В Соглашение стран Таможенного союза «Об условиях и механизме применения тарифных квот» от 12.12.2008 отмечается, что тарифные квоты применяются при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 по ТН ВЭД) по сниженной ставке, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории. [3]

Тарифные квоты на преференциальный ввоз устанавливаются Комиссией Таможенного союза с целью обеспечения необходимого объема потребления товаров на территории Таможенного союза, а также в целях содействия развитию международной торговли.

Условия и порядок предоставления тарифных квот определяется следующими нормативно-правовыми актами:

- Раздел 2 «Таможенные платежи»ТК ТС;

- Раздел 2 «Таможенные платежи» Федерального закона № 311-ФЗ;

- ст. 5 и 6 Соглашения «О едином ТТР» от 25.01.08

- п. 6.1. Решения межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином ТТР ТС» от 27 ноября 2009 г. № 18;

- Соглашение «Об условиях и механизме принятия тарифных квот» от 12.12.08 г.

- РК ТС «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющих производство моторных транспортных средств» от 27.01.2010 г. № 169.

- иные нормативно-правовые акты.

Согласно Соглашению «О едином таможенно - тарифном регулирование» единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

Согласно ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.[1]

Данный элемент таможенного регулирования применяется в соответствии с Соглашением «о единых правилах определения СПТ в таможенном союзе» от 25.01.2008, таможенным кодексом таможенного союза, решением межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином ТТР ТС» от 27 ноября 2009 г. № 18, решение комиссии таможенного союза «о едином таможенно -тарифном регулировании таможенного союза» от 27.11.2009 № 130.[5]

Таможенная стоимость - стоимость, которая используется при расчете таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, формируется на определенном этапе продвижения товара от продавца к покупателю, включая соответствующие этому этапу компоненты.

Нормативно - правовые акты, регулирующие порядок определения таможенной стоимости:

- ст. VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров);

- гл. 8 ТК ТС;

- Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 г.;

- Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1;

- Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании»;

- Постановление «о порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу российской федерации» от 13.08. 2006 г. № 500;

- иные нормативно - правовые акты.

Итак, в первой части данной главы были рассмотрены основные нормативно правовые акты, регламентирующие порядок осуществления таможенно - тарифного регулирования в соответствии с общепризнанной иерархией источников права, т.е. международные акты, региональные (законодательство ТС), нормативно - правовые акты, регулирующие ТТР Российской Федерации.

В разделе 1.2. определялись особенности нормативной базы ТТР при ввозе товаров на территории особых экономических зон, а также при перемещении товаров особого назначения (военного назначения, продукции, которая может быть использована при создании оружия массового поражения и т.д.).

Раздел 1.3 содержит понятия и правовые документы, регулирующие порядок применения основных элементов таможенно - тарифного регулирования.

Нормативно- правовая база является основой осуществления таможенного регулирования в рамках одного государства, групп стран, а также в мировом масштабе. Наличие пробелов в законодательстве, несовершенство закона и неправильное применения общемировой практики приводит к политическим несогласиям, экономическим убыткам и, а также отрицательно воздействует на социальное развитие каждого государство, т.к. внешнеторговая деятельность, в конечном счёте, направлена на покупателя.