logo
Анализ импорта овощей и фруктов в РФ и влияние на него тарифных и нетарифных мер регулирования

ВВЕДЕНИЕ

тарифный импорт овощ спрос

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

2011 год стал вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного 16 союза, осуществляется имт на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6-8% без существенной потери доходной части бюджета.

Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Целью курсовой работы - проанализировать таможенно-тарифное регулирование импорта овощей и фруктов в Россию в условиях ТС.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

- показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии импорта овощей и фруктов;

- проанализировать таможенно-тарифное регулирование импорта овощей и фруктов в Россию;

- уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях;

- сделать прогноз импорта овощей и фруктов.

1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИВ РОССИЮ В УСЛОВИЯХ ТС

1.1 Государственная политика в сфере регулирования продовольственной продукции

Современная торговая политика государств отличается противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в тот или иной период развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы перевес имели тенденции к либерализации, в 70-80-е прокатилась волна «нового» протекционизма, то в настоящее время господствует тенденция к либерализации мировой торговли, т.е. ослабление или полное устранение препятствий на пути международных товаропотоков, с одной стороны, и использование новых технологий скрытого протекционизма, таких как «добровольные» количественные ограничения экспорта, -- с другой.

Сближение уровней таможенной защиты отнюдь не означает ликвидации регулирования. Современная система становится более гибкой, что связано с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Например, заключение на базе Ломейских соглашений в 70-е годы с ЕС соглашения о создании ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана фактически означало предоставление льготного режима налогообложения одной группе развивающихся стран в противовес всем остальным по образу и подобию европейского интеграционного процесса. И этот пример не единичен: все чаще создаются новые замкнутые экономические группировки развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

Результатом такой тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования».

Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутри интеграционных группировок и групп товаров при отказе традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Сочетание свободной торговли и протекционизма -- неотъемлемая черта внешнеэкономической политики современного государства. Причем формы и пропорции такого сочетания в каждый конкретный момент определяются сугубо прагматическими национальными интересами страны. Их приоритет бесспорен, хотя проявляется он в каждом отдельном случае в разных формах и разной степени. Понятно, что США обладают значительно большими возможностями реализации своих национальных интересов, чем страны, экономически и политически зависимые от них. Каждое государство, исходя из своих задач и возможностей, разрабатывает внешнеэкономическую политику, но любое государство преследует при этом прежде всего защиту от иностранной конкуренции социально значимых отраслей, неспособных се выдержать.

Государственное внешнеторговое регулирование может иметь два взаимосвязанных направления. С одной стороны, это регулирование импорта в целях защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранных товаров. С другой -- поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке в целях экспортной экспансии, завоевания новых рынков. Соотношение этих двух направлений может изменяться в зависимости от экономической и политической ситуации и конкретных отношений между странами или группами стран.

Методами внешнеторгового регулирования являются:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Внешнеторговое регулирование осуществляется как на национальном уровне, так и на основе двух- и многосторонних соглашений.

Что касается России, то с первых шагов реформы руководство страны не без влияния международных финансовых организаций и некоторых западных экспертов взяло на вооружение вариант доктрины «свободной торговли», весьма слабо увязанный с конкретными принципами российской экономики. Свою роль в таком выборе сыграли надежды смягчить посредством импорта иностранных товаров последствия инфляционного потока, а с помощью слабо контролируемого экспорта пополнить доходы предприятий и населения. Кроме того, в начале 90-х годов был ослаблен государственный механизм, четкая работа которого особенно необходима для осуществления эффективного контроля за внешнеэкономическими операциями, а у правительства отсутствовала отчетливая стратегия рыночных преобразований. В результате последовало много торопливых шагов по ослаблению функций государства во внешнеэкономической сфере, что привело к огромным материальным потерям и осложнению обшей ситуации в стране.

На современном этапе экономического развития российское руководство при сохранении твердой приверженности курсу на развитие рыночных отношений, на укрепление частного сектора и интеграцию в мировую хозяйственную систему акцентирует внимание на восстановлении ослабленных за годы перестройки регулирующих функций государства в экономической сфере, на укреплении его роли как гаранта становления цивилизованного рынка.

Государственное политика в сфере регулирования сельского хозяйства направлена на обеспечение продовольственной независимости РФ, повышение конкурентоспособности российского сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО, так же повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий.

Задачами государственной политики является стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производство пищевых продуктов, поддержка развития инфраструктуры агропромышленного рынка, обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и др. Министерство сельского хозяйства РФ. [элек.рес.].- офиц.сайт:.- URL:http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения 09.06.2011)