Международные режимы экспортного контроля в Российской Федерации

курсовая работа

1. Международные режимы экспортного контроля

1.1 Общие сведения о международных режимах экспортного контроля

В 20 столетии человечество столкнулось с глобальной опасностью - детищем научно-технического прогресса - оружием массового поражения (химическое, бактериальное (биологическое), ядерное оружие - ОМП). Более того, даже успело неоднократно испытать на себе его поражающее действие (в годы Первой мировой войны было применено на фронтах более 113000 т химического оружия, 6 и 9 августа 1945 года в результате применения урановой и плутониевой бомб были стерты с лица земли японские города Хиросима и Нагасаки).

Осознание мирового сообщества недопустимости применения, распространения ОМП нашло свое отражение в трех основных международных договорах - Договоре о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

В каждом из них в качестве основополагающего принципа заявлено, что «никто не должен иметь данный вид оружия или стремиться к его приобретению».

В настоящее время происходящие в мире процессы глобализации и информатизации способствуют, с одной стороны, быстрому развитию научно-технического прогресса, а с другой - повышают информированность о путях создания ОМП и его компонентов, облегчают поиск соответствующих материалов и технологий, превращая, несмотря на существующие запреты, незаконную торговлю ими в весьма выгодный бизнес. Общеизвестно, что наряду с пятеркой ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) и непризнанными в качестве таковых Индией, Пакистаном, Израилем, КНДР, еще более 20 стран располагают реальным потенциалом для военных ядерных возможностей. Для некоторых из них «ядерный выбор» лишь вопрос политической воли.

Вполне очевидны угрозы, связанные с распространением ракетных технологий и ракетной техники, которые могут служить средством доставки ОМП. Сегодня не менее 25 стран располагают ракетными комплексами, способными доставлять ОМП, либо обладают научно-промышленным потенциалом для их создания.

Международное сообщество располагает определенным арсеналом средств воздействия на страны, чья политика создает угрозу миру и безопасности, но в отношении террористических организация эти меры недейственны. Поэтому возможность доступа террористов к «секретам» ОМП на сегодняшний день представляет главную опасность. На недопущение попадания ОМП, средств его доставки и связанных с ними материалов в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов, нацелена резолюция Совета Безопасности ООН 1540. Центральное место в практической реализации этой резолюции отводится совершенствованию национальных мер контроля за оборотом товаров и технологий, связанных с созданием ОМП и ракетных средств его доставки, включая передачи таких товаров и технологий за рубеж.

Сложность проблемы эффективного противодействия распространению ОМП и других видов оружия заключается в том, что для их создания может быть использован очень широкий ассортимент товаров и технологий. Контроль за их экспортом - экспортный контроль - неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Это один из базовых институтов, наличие которого дает возможность вести нормальную торговлю с индустриально развитыми странами, является необходимым условием для доступа российских товаропроизводителей на западные рынки высоких технологий.

В современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле «чувствительной» продукцией.

Стратегически членство России в международных режимах экспортного контроля необходимо для создания благоприятных условий интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей, установления равноправного и взаимовыгодного технологического обмена с промышленно развитыми странами. Это также дает возможность непосредственно влиять на формирование международных норм поведения на мировых рынках высоких технологий исходя из национальных интересов.

В настоящее время Россия является полноправной участницей основных международных режимов экспортного контроля - Группы ядерных поставщиков, Комитета Цангера, Режима контроля за ракетной технологией, Вассенаарских договоренностей. Исключение составляет лишь Австралийская группа - международный режим контроля за нераспространением химического и бактериологического оружия.

Объем торговли контролируемыми товарами и технологиями достаточно большой и постоянно возрастает. В 2006 году он составил более 4 миллиардов долларов США. Поставки контролируемых товаров осуществлялись в 62 иностранных государства. Наибольшее количество экспортных лицензий было выдано в страны Евросоюза (32,6%), СНГ (20%), Китай (12,1%), США (11,2%).

Делись добром ;)