logo
Комплексный анализ основных вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил

2.1 Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил

Нарушение таможенного законодательства зачастую ведет к возбуждению дел об административных правонарушениях и производству по ним. Производство по делам о нарушении таможенных правил ведут таможенные органы по правилам административного судопроизводства.

Как и в любом другом, в административном процессе лицу, в отношении которого ведется производство, гарантируются его процессуальные права. Указанные права регламентированы Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).

Несоблюдение определенных процессуальных норм ведет к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же может явиться предметом обжалования действия и решений таможенных органов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (далее АП):

· возбуждение дела и при необходимости - административное расследование;

· рассмотрение дела по существу;

· пересмотр постановления и решения в порядке обжалования;

· исполнение постановления или решения.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.7 КоАП РФ таможенный орган составляет Определение о возбуждении дела об АП и назначает, в случае необходимости, административное расследование.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Протокол по делу об административном правонарушении.

После окончания административного расследования таможенным органом составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об АП.

Важно знать о том, что согласно ст. 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об АП, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Анализ нормативной базы позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство, безусловно, обязывает административный орган извещать лицо, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте составления протокола об АП. Протокол об АП составляется только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо его представителя. Составление протокола без участия указанного лица допускается в случае его неявки при условии надлежащего извещения о времени и месте составления протокола.

Так в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03. г. №2 указано, что положения 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об АП, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об АП.

Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об АП, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст.211 АПК РФ).