logo
Анализ динамики поступления в федеральный бюджет НДС и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО МЕСТО В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

1.1 Анализ места налога на добавленную стоимость в системе таможенных платежей

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Впервые налог на добавленную стоимость был применен в Германии. Инициатором его введения был Вильгельм фон Сименс, который называл его «облагороженным налогом с оборота». В международной практике НДС стал известен со второй половины 50-х годов прошлого века. В настоящее время этот налог применяется более чем в 90 государствах, как правило, эти государства строят свое налогообложение на косвенных налогах.

В России налог на добавленную стоимость заменил налог с оборота и налог с продаж и был введен с 1 января 1992 года Законом РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и взимался по ставке 28% с товаров, производимых на таможенной территории России.

Закон РФ от 16.07.1992 № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую системы России» устанавливает ставки НДС в размере 10% для продовольственных (кроме подакцизных) товаров и товаров для детей и 20% для остальных товаров (включая подакцизные продовольственные товары). Закон РФ от 22.12.1992 № 4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о алогах» расширяет круг объектов рассматриваемого налога и включает в него «товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации», тем самым, включая НДС в состав таможенных платежей. 19 июля 2000 года Государственная Дума принимает «Налоговый кодекс Российской Федерации», 21 глава, которого и регулирует сегодня отношения, возникающие по поводу взимания, исчисления и применения ставок налога на добавленную стоимость. На настоящий момент налогообложение производится по налоговым ставкам 0, 10 и 18 процентов.

Для более подробного и полного анализа места НДС в структуре доходов федерального бюджета представляется целесообразным сначала рассмотреть место данного налога в структуре таможенных платежей, а затем, через роль таможенных платежей в составе доходов федерального бюджета выявить положение НДС на уровне федерального бюджета в общем.

Структуру таможенных платежей определяет Таможенный кодекс в ст. 318: «К таможенным платежам относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

таможенные сборы».5

В состав таможенных платежей входят пять структурных элементов. Рассмотрим место налога на добавленную стоимость в этой системе.

Возьмем для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей за текущий 2009 год (запланированный):

Таблица 1.1 Таможенные платежи в 2009 г., млн. руб.

Ввозная пошлина

Вывозная пошлина

Таможенные сборы

НДС

Акциз

Всего таможенных платежей

310 593,10

1 297 250,20

19 418,70

510 621,20

21 661,40

2 159 544,60

В 2009 году запланированные доходы Федерального бюджета составляют 5 046 058,50 млн. руб.

Доля таможенных платежей составляет 42,8%. Для сравнения следует сказать, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, государства ЕС) доля таможенных платежей в структуре доходов бюджета значительно ниже и находится на уровне 15-20%. Это не связано с более низким качеством работы таможенных служб данных государств, а объясняется другой структурой доходов бюджета. Система налогообложения в развитых государствах построена иначе, чем в России, и доли поступлений от других источников финансирования доходов бюджета таковы, что таможенные платежи составляют менее ? всех доходов.

Для более наглядного описания структуры таможенных платежей представим рассматриваемый ряд распределения в относительных величинах: в удельных весах (процентах). Удельные веса элементов структуры таможенных платежей представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 Структура таможенных платежей в 2009 году, %

Ввозная пошлина

Вывозная пошлина

Таможенные сборы

НДС

Акциз

Всего таможенных платежей

14,38

60,07

0,90

23,64

1,00

100,00

Такое представление позволяет определить вклад каждого вида платежей в общий объем поступлений таможенных платежей в 2009 году: наибольший вклад в сумму таможенных платежей вносит вывозная таможенная пошлина, далее следует НДС и ввозная таможенная пошлина. Данную ситуацию можно считать типичной для страны, в экономике которой еще пока преобладает сырьевой экспорт. Практически 75% доходов федерального бюджета обусловлены поступлениями от нефтегазового сектора экономики.

Распределение долей среди элементов таможенных платежей только подтверждает это наблюдение. Львиная доля уплаченной вывозной таможенной пошлины относится к платежам за вывоз сырой нефти, газа и другой продукции нефтегазового сектора. Другое дело - НДС, он взимается таможенными органами при ввозе товаров, произведенных вне таможенной территории России. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:

таможенной стоимости этих товаров;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Таким образом, налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на величину начисленной таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров), тем самым, увеличивая сумму самого налога.

Для большей наглядности представим структуру таможенных платежей на круговой секторной диаграмме (рис. 1.1). Итак, из проведенного анализа видно, что в рассматриваемом 2009 году сумма поступлений от взимания НДС формирует около четверти всей суммы таможенных платежей, занимая второе место после вывозных таможенных пошлин. Как мы выяснили, такое положение вещей в рассматриваемой ситуации логично и обоснованно, исходя из особенностей расчета налоговой базы данного налога.

Рис. 1.1 Структура таможенных платежей в 2009 году

В структуре доходов федерального бюджета в целом удельный вес поступлений от НДС составляет 10.12%, что представляется весьма существенным. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть важность и необходимость эффективной работы таможенных органов по администрированию НДС, взимаемому при ввозе товаров на таможенную территорию России.